Развитие произвольного внимания младших школьников

Название работы: Развитие произвольного внимания младших школьников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

50 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ 5

1.1. Понятие о внимании, его характеристика, виды и свойства 5

1.2. Особенности развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте 10

1.3. Пути и способы развития внимания младших школьников 12

Выводы по первой главе 17

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 18

2.1. Диагностика произвольного внимания младших школьников на констатирующем этапе исследования 18

2.2. Реализация программы развития произвольного внимания А.А.Осиповой на формирующем этапе исследования 22

2.3. Диагностика произвольного внимания на контрольном этапе исследования 41

Выводы по второй главе 47

Заключение 48

Литература 50

Приложение

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Внимание - волшебная дверца, через которую каждый человек внимает внешнему миру, общается с ним. Волшебная дверца, как и всякая другая дверь, может быть плотно заперта, распахнута настежь или просто открыта - ровно настолько, насколько необходимо. Так какое же положение дверцы самое лучшее?

Если она закрыта, мы не видим и не слышим ничего из того, что происходит снаружи.

Если она распахнута слишком широко, мир обрушивается на нас со всей своей силой и мощью, и мы не всегда успеваем его воспринять и понять во всей полноте.

Если же волшебная дверца просто открыта - ровно настолько, насколько это необходимо в каждом определённом случае, - мы получаем через неё достаточное количество информации и способны полностью эту информацию осмыслить. Так устроены люди - и взрослые, и дети.

Внимание играет очень важную роль в нашей жизни. Но оно необходимо в учебной деятельности, в частности в обучении младших школьников. Ребенок дошкольного возраста имеет низкий уровень развития внимания, младший школьник не слишком отличатся от него. И у того и у другого преобладает непроизвольное внимание. Часто неумение его контролировать, управлять им, может привести к расстройству внимания. Невнимательность на уроке при объяснении материала или в процессе самостоятельной работы может стать причиной отставания учащегося, а, следовательно и к потере интереса к учебе.

Как можно предотвратить это? Главная задача учителя начальных классов – распознать ребенка с низким уровнем развития внимания и провести своевременную коррекционную работу. Однако, не смотря на огромное количество методик, разработанных для решения этих задач, многие студенты-выпускники педагогических учебных заведений плохо в них ориентируются, незнакомы с особенностями проведения коррекционной работы в младших классах, не знакомы с техникой поддержания внимания младшего школьника на уроках. Поэтому считаем актуальной тему нашего исследования: «Развитие и поддержание внимания младших школьников».

Цель исследования – изучить проблему развития произвольного внимания у младших школьников.

Объект исследования - произвольное внимание младших школьников.

Предмет исследования - процесс формирования и развития произвольного внимания младшего школьника.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Провести диагностическое исследование развития произвольного внимания у младших школьников;

3. Реализовать программу развития произвольного внимания младших школьников.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что при овладении учителем методиками коррекции и развития произвольного внимания, возможна целенаправленная работа, по своевременному диагностированию и формированию произвольного внимания младших школьников, которая даст положительный результат.

Глава 2:

На формирующем этапе нами была реализована программа развития внимания А.А. Осиповой, которая состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уров¬ня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенно¬стей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закреп¬ляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих за¬нятиях.

Сравнительный анализ результатов оценки уровня произвольного внимания до и после проведения формирующего эксперимента показал, что в выборке на 10% возросло количество детей с очень высоким уровнем развития произвольного внимания, на 20% возросло количество детей с высоким уровнем, на 20% сократилось количество детей со средним уровнем, на 10% сократилось количество детей с низким уровнем.

Сравнительный анализ уровня развития переключаемости произвольного внимания по методике «Треугольники» показал, что в выборке на 10% возросло количество детей с очень высоким уровнем переключаемости произвольного внимания, на 10% возросло количество детей с высоким уровнем, на 10% - со средним уровнем. На 10% сократилось количество детей с уровнем ниже среднего, на 20% - с низким уровнем.

Сравнительный анализ уровня развития произвольного внимания по методике «Домик» показал, что количество детей с хорошим уровнем его развития повысилось на 20%, со средним и низким сократилось на 10%.

Таким образом, опытно-экспериментальную работу по развитию произвольного внимания младших школьников мы считаем успешной.

Заключение:

В нашем исследовании мы рассмотрели основные положения психологической науки о внимании, выделили его особенности в младшем школьном возрасте, определили причины невнимательности учащихся.

Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение. Физиологической основой внимания, его ранних форм (у животных) является, безусловный ориентировочныи рефлекс. Выражая психическое состояние личности, внимание человека - его объем, переключаемость, концентрация - в значительной мере обусловлено чертами темперамента и направленностью человека.

В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. В зависимости от форм учебной деятельности, организуемых педагогом, можно выделить коллективное, групповое и индивидуальное внимание. При характеристике личности принято выделять внимательных, невнимательных и рассеянных людей.

Внимание первоклассника еще во многом сохраняет черты, характерные для дошкольников. Объем внимания узок, концентрация и устойчивость – низкая.

В процессе развития произвольного внимания педагогами используются словарные диктанты с комментированием, обнаружение ошибок в тексте и т.д. К методам развития внимания относятся специальные задания, упражнения, игры, которые могут быть использованы учителем на уроках. Их системати¬ческое применение способствует повышению эффектив¬ности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была реализована программа развития внимания А.А. Осиповой, которая состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уров¬ня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенно¬стей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закреп¬ляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих за¬нятиях.

Сравнительный анализ результатов оценки уровня произвольного внимания до и после проведения формирующего эксперимента показал, что в выборке на 10% возросло количество детей с очень высоким уровнем развития произвольного внимания, на 20% возросло количество детей с высоким уровнем, на 20% сократилось количество детей со средним уровнем, на 10% сократилось количество детей с низким уровнем.

Сравнительный анализ уровня развития переключаемости произвольного внимания по методике «Треугольники» показал, что в выборке на 10% возросло количество детей с очень высоким уровнем переключаемости произвольного внимания, на 10% возросло количество детей с высоким уровнем, на 10% - со средним уровнем. На 10% сократилось количество детей с уровнем ниже среднего, на 20% - с низким уровнем.

Сравнительный анализ уровня развития произвольного внимания по методике «Домик» показал, что количество детей с хорошим уровнем его развития повысилось на 20%, со средним и низким сократилось на 10%.

Таким образом, опытно-экспериментальную работу по развитию произвольного внимания младших школьников мы считаем успешной, а гипотезу о том, что при овладении учителем методиками коррекции и развития произвольного внимания, возможна целенаправленная работа, по своевременному диагностированию и формированию произвольного внимания младших школьников, которая даст положительный результат, доказанной.

Похожие работы на данную тему