Рынок драгоценных металлов. (на примере Альфа-банка и Сбербанка России)

Название работы: Рынок драгоценных металлов. (на примере Альфа-банка и Сбербанка России)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Эктеория

Страниц:

53 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Правовое регулирование сделок с драгоценными металлами.

1.1 Особенности правового регулирования сделок с драгоценными металлами 5

1.2 Классификация сделок с драгоценными металлами 9

1.3 Ответственность за нарушение правил совершения сделок с драгоценными металлами 22

Глава 2. Операции банков с драгоценными металлами

2.1 Порядок допуска и виды операций, проводимых банками 23

2.2 Операции с драгоценными металлами, осуществляемые российскими банками 28

2.3 Отношения с другими участниками рынка драгоценных металлов 42

Глава 3. Анализ современного рынка драгоценных металлов в России.

3.1 Анализ деятельности коммерческих банков (на примере Альфа-банка и Сбербанка России) 44

3.1 Проблемы развития и пути повышения эффективности рынка драгоценных металлов 47

Заключение 52

Список использованной литературы 53

Выдержка:

Введение:

Благодаря своим уникальным физическим и химическим свойствам, высокой стоимости, исторически сложившимся функциям финансового и инвестиционного инструмента драгоценные металлы традиционно играют значимую роль во внутренней и внешней экономической политике любого государства, особенно такого, как Российская Федерация с её статусом крупнейшего производителя и экспортёра подобных металлов.

В период существования СССР и в первые два года (1991-1992 г.г.) самостоятельности России экономические отношения промышленности, добывающей драгоценные металлы, и государства базировались на следующих принципах:

- финансирование добычи полностью производилось из государственного бюджета. Государство монопольно устанавливало цены на драгоценные металлы и на ресурсы, необходимые для их добычи, а также размер и условия оплаты труда добытчиков драгоценных металлов;

- государству полностью принадлежало право покупки и продажи драгоценных металлов за исключением ювелирных изделий. Оно же являлось единственным экспортёром драгоценных металлов.

В это время не существовало никаких проблем с реализацией драгоценных металлов. Весь добытый металл автоматически покупало государство. В 1993 г. такая проблема возникла, ибо в бюджете не было уже достаточно денег, чтобы государство могло купить всю продукцию предприятий, добывающих драгоценные металлы. Не имея права продавать золото покупателям, которые могли за него заплатить, предприятия попадали в тяжёлое финансовое положение и вынуждены были сокращать добычу золота. Отсутствие официальных покупателей способствовало нелегальному сбыту металла.

Одним из основных путей вывода российской золотоплатиновой промышленности из кризисного состояния является организация свободного рынка драгоценных металлов.

Многолетняя мировая практика свидетельствует, что нормальное функционирование рынка драгоценных металлов возможно при соблюдении и законодательном закреплении следующих условий:

- свободной покупки и продажи различных слитков драгоценных металлов и монет, их содержащих;

- наличия широкого круга участников торговли, включая банки, различные предприятия и физические лица. При этом государство в лице своих уполномоченных органов также является одним из участников торговли драгоценными металлами;

- свободного формирования цены на драгоценные металлы в зависимости от спроса и предложения этих металлов;

- наличия соответствующей инфраструктуры в виде биржи или другого аналогичного Лондонскому фиксингу или Цюрихскому пулу формирования, которое в зависимости от конъюнктуры регулярно бы публиковало котировки цен на драгоценные металлы;

Глава 3:

В данном случае, в пользу аренды ячейки играет ещё и психологический фактор, российскую ментальность, которая предусматривает сокрытие личных активов от каких бы то ни было «глаз» и «ушей». А надо отметить, что психологии клиента в российской экономической науке всегда уделялось очень мало внимания, хотя во многих случаях этот момент играет значительную роль в поведении потенциального клиента.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующее предложение:

- предоставлять покупателям слитков драгоценных металлов и монет их содержащих ячейки банковского депозитария в аренду по льготной стоимости;

- разработать дифференцированный прейскурант аренды банковских ячеек, зависящий от веса или стоимости приобретённого драгоценного металла одним клиентом.

От этого нововведения банк выиграет вдвойне:

1) привлечёт новых покупателей драгоценных металлов;

2) приобретёт большее количество арендаторов ячеек своего депозитария.

Весомой частью банковского рынка драгоценных металлов являются вклады (депозиты) в драгоценных металлах. Однако отсутствие полноценной правовой базы, в этом сегменте рынка, также является сдерживающим фактором развития данного рынка.

Общее правило о процентах по вкладам (депозитам) в драгоценных металлах состоит в том, что такие проценты исчисляются и выплачиваются в валюте Российской Федерации. Однако в отличие от вознаграждений, выплачиваемых клиентом банку за услуги по ведению обезличенного металлического счёта, проценты по вкладам согласно п. 9.9 Положения ЦБ РФ №50 могут быть выплачены и в драгоценных металлах, но только в том случае, если это специально оговорено в соглашении между банком и владельцем счёта.

В юридической литературе было высказано суждение о том, что выплата процентов драгоценными металлами противоречит ГК РФ. Это объяснялось тем, что проценты – это вид оплаты; в соответствии со ст. 140 и 317 ГК РФ законным платёжным средством на территории России является рубль, использование иностранной валюты в качестве платёжного средства регулируется законом, а драгоценные металлы не являются платёжным средством вообще.

По всей видимости, указанное противоречие носит мнимый характер. Дело в том, что как было отмечено, в самом ГК РФ приоритет в регламентации сделок с валютными ценностями (в число которых входят и аффинированные драгоценные металлы) отдан закону о валютном регулировании и валютном контроле. В свою очередь, Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» для поиска правил совершения сделок с драгоценными металлами отсылается к акту Правительства РФ. Утверждённое постановлением Правительства РФ №756 Положение о совершении сделок с драгоценными металлами 1994 г. в п. 20 предоставляет банкам право совершать операции со слитками по специальным счетам с учётом требованиям Центрального банка РФ. Наконец, последний в своём Положении № 50 устанавливает порядок проведения таких операций и, в частности, допускает возможность выплаты процентов драгоценными металлами.

Хотя ряд норм Положения о совершении сделок с драгоценными металлами 1994 г. и противоречит Федеральному закону № 41-ФЗ, однако к норме п.20 это не относится. Напротив, в ст. 11 Федерального закона №41-ФЗ подтверждено: порядок осуществления банковских и иных операций с драгоценными металлами устанавливается Центральным банком РФ в соответствии с федеральными законами.

Такими законами помимо Федерального закона № 41-ФЗ являются федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». Первый из названных законов п.5 ст.4 включает в компетенцию Банка России установление правил проведения банковских операций, а второй – п. 7 ч. 1 ст. 5 разрешает банкам привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы.

Итак, отсутствие однозначного правового регламентирования данных операций негативно сказывается на развитии рынка драгоценных металлов.

Заключение:

Подводя итог этой работы можно позволить себе сделать несколько выводов.

Несмотря ни на что, банковский рынок драгоценных металлов полноценно существует и имеет массу предпосылок к бурному развитию, так как драгоценные металлы через какой-то период времени могут стать важным и интересным объектом инвестиций как частного, так и корпоративного клиента.

На рынке драгоценных металлов банки стараются занять стратегические позиции, заключая договоры на поставку драгоценных металлов с предприятиями, добывающими металлы. Этими шагами банки обеспечивают себя получением большей прибыли при продаже переработанных драгоценных металлов. Банки, также, пытаются привлечь новых клиентов путём расширения операций, проводимых с драгоценными металлами.

Но есть сдерживающие рынок моменты, разрешение которых привело бы к скорейшему и более продуктивному развитию банковского рынка драгоценных металлов.

Исполнительным и законодательным органам Российской Федерации, а также Банку России стоит уделять большее внимание этой части хозяйства государства. С одной стороны не упускать контроль за этой отраслью, но с другой стороны не препятствовать её динамичному развитию.

Банкам следует наладить информационные потоки о возможностях рынка драгоценных металлов на основе различных коммуникаций и средств массовой информации. Это даст колоссальный эффект, который выведет рынок драгоценных металлов на новый уровень не только для коммерческих банков, но и для государства в целом.

Похожие работы на данную тему