Психологические особенности конфликтов в организациях и способы управления конфликтами

Название работы: Психологические особенности конфликтов в организациях и способы управления конфликтами

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

78 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение. 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы явления. 5

1.1. Основные понятия и термины и их психологический анализ 5

1.1.1. Природа и сущность конфликта. 5

1.1.2. Процесс развития конфликта 11

1.1.3. Особенности организационных конфликтов. 19

1.2. Классификация конфликтов в организациях. 31

1.3. Уровни конфликтов в организациях. 38

1.3.1. Горизонтальные конфликты. 39

1.3.2. Вертикальные конфликты. 40

1.3.3. Линейно-функциональные конфликты 42

1.3.4. Ролевые конфликты. 43

Глава 2. Способы управления конфликтами и методы их разрешения. 45

2.1. Влияние типа организационной культуры на способы разрешения конфликтов. 45

2.2. Стили поведения сотрудников организации в конфликте. 47

2.2.1. Конфронтация. 48

2.2.2. Уклонение. 49

2.2.3. Приспособление. 49

2.2.4. Сотрудничество. 50

2.2.5. Компромисс. 50

2.3. Основные методы управления конфликтами в организации. 50

2.3.1. Внутриличностные методы. 50

2.3.2. Структурные методы. 52

2.3.3. Межличностные методы. 53

2.3.4. Разрешение конфликта с помощью переговоров. 54

2.3.5 Предупреждение конфликтов. 58

2.4. Значение конфликтов для организации. 61

2.4.1. Полезность конфликтов. 61

2.4.2. Возможные негативные последствия конфликтов. 64

Глава 3. Практический анализ конфликтов в организации. 67

3.1. Пример вертикального конфликта. 67

3.1.1.Анализ ситуации 67

3.1.2. Предложения 71

3.1.3. Основные выводы 72

3.2. Пример горизонтального конфликта. 73

3.2.1. Анализ ситуации 73

3.2.2.Предложения 74

3.2.3. Основные выводы 75

Заключение. 76

Библиография. 78

Выдержка:

Введение:

Общественная жизнь нашей страны в последние годы характеризуется значительным усилением политической и социальной напряженности, обострением противоречий, взрывающихся острыми конфликтами на всех уровнях социальной структуры.

Основными характеристиками современного конфликтогенного состояния социально-экономической сферы российского общества стали: глубокая имущественная дифференциация, приведшая к расколу общества на большинство «бедных» и меньшинство «богатых»; обнищание около 80% населения, в том числе большинства квалифицированных работников, вследствие разрушительной реализации процессов либерализации экономики и приватизации предприятий. Наряду с этим развиваются: деформация важнейших социально-профессиональных групп, вплоть до исчезновения некоторых из них; девальвация ценности труда в материальном производстве, смена представлений о «престижных» и «непрестижных» профессиях; поляризация интересов частных собственников и директората предприятий, с одной стороны, и наемных работников совместно с профсоюзными структурами, с другой. Наконец, социальная напряженность, усиливающаяся с ростом социальной стратификации, эрозией понятий «законность» и «справедливость», ослабление зависимости между трудом и доходом. [39, 5]

Отмеченные выше деструктивные проявления стали возможны в результате развертывания системного кризиса, приведшего к неуправляемости всех сфер и социальных институтов, разбалансированности социально-экономических процессов в российском обществе. Отсутствие на нынешнем этапе экономических реформ в России концепции эффективного управления общественным производством, стратегической доктрины и действенной политики делает актуальной проблему рационального регулирования трудовых отношений, трансформирующихся в разного рода конфликты на предприятиях. [88, 7]

Таким образом, сложилось явное противоречие, порожденное разрывом между острой потребностью общественной практики в эффективной системе и механизмах управления процессами зарождения, функционирования и завершения конфликтов на предприятиях, с одной стороны, и отсутствием их адекватного научного описания с другой.

Цель дипломной работы.

Выявить психологические особенности конфликтов в организациях и предложить способы управления конфликтами.

Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

Глава 3:

1. Организация письменного обращения директора турфирмы с благодарностью к каждому увольняемому сотруднику.

2. Организация договоренностей с биржей труда по поводу трудоустройства увольняемых работников в другие места.

3. Организация договоренностей с коммерческими структурами, занимающимися подбором кадров.

4. Обеспечение выплаты выходного пособия всем увольняемым.

5. Сохранение в базе данных по кадрам информации об увольняемых для возможного использования их услуг в дальнейшем.

6. Обеспечение питания сотрудников банка на рабочих местах (цель — локализация последствий уже принятых решений).

Предложения по внутренней работе

(для управления по связям с общественностью)

1. Распространение обращения руководства фирмы к сотрудникам (ежегодное послание).

2. Обеспечение свободного доступа сотрудников к информации о ходе выполнения программы по оптимизации (телефон доверия и т.п.).

3. Участие в совещании руководителей среднего звена и их дальнейший инструктаж (совместно со специалистами агентства).

4. Инициирование определенной устной информации (слухов) и управление ее распространением.

Предложения по взаимоотношениям со средствами массовой информации (СМИ)

(для управления по связям с общественностью и агентства)

1. Публикация в авторитетных экономических изданиях серии материалов с информацией о программе оптимизации внутренних ресурсов фирмы.

2. Распространение информации в СМИ об открытии новых отделений фирмы (пропаганда экспансии).

3. Организация пресс-завтрака, на который будут приглашены журналисты всех центральных туристических изданий.

3. Организация публикации большого интервью с директором фирмы в одном из центральных общественно-политических изданий-

6. Разработка системы ответов на возможные "нежелательные" вопросы со стороны журналистов (доводы о необходимости повышения профессионализма сотрудников и др.)

3.1.3. Основные выводы

Рассматривая данную ситуацию с точки зрения полезности описанного конфликта, можно отметить несколько положительных моментов, явившихся результатом эффективного управления конфликтным взаимодействием:

• конфликт не привел к деструкции или серьезному ухудшению внутреннего климата в фирме;

• налаженная с помощью специалистов система коммуникаций в банке дала возможность его руководству самостоятельно реализовать данную программу;

• коммуникации соответствуют новым условиям и требованиям структуры;

• соответствующие управленческие структуры фирмы получили необходимые знания и навыки для прогнозирования и возможного предотвращения подобных ситуаций в будущем;

• руководство фирмы осознало необходимость поддержания внутрифирменных коммуникаций на уровне, соответствующем его положению в настоящий момент, и приобрело опыт поведения в конфликтных ситуациях;

Заключение:

В данной дипломной работе проанализированы психологические особенности конфликтов на предприятиях и даны характеристики основным методам управления, решения и предупреждения конфликтов.

Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом.

Конфликт также ставит служащих перед необходимостью постоянно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше. Члены коллектива начинают лучше понимать своих коллег, становятся более чувствительными к проблемам других людей. Люди наконец оценивают необходимость понимания норм и желаний другого и невозможность быть свободным от общества, живя в нем. [17, 27]

Жить и работать вместе - непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения.

Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. И служащие и менеджеры должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других. [45, 249]

Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив и организацию в целом.

Какой бы подход ни использовался в урегулировании конфликтов, все они предполагают решение ряда универсальных задач, к которым, в частности, относятся:

• предотвращение возникновения конфликта или его перехода в фазу, значительно увеличивающую социальную цену его урегулирования;

• выведение на поверхность всех латентных, теневых, неявных конфликтов, чтобы избежать внезапных, обвальных потрясений, на которые невозможно будет правильно и оперативно среагировать;

• минимизация степени социального возбуждения, вызываемого течением конфликта, в смежных областях жизни и деятельности с тем, чтобы не сдетонировать более широкие потрясения, на урегулирование которых потребуются дополнительные ресурсы и энергия.

На практике выбор управленческих технологий во многом определяется конкретной фазой развития конфликтного взаимодействия, что свидетельствует о необходимости определения этапов в управлении конфликтом. При выделении такого рода этапов некоторые специалисты считают возможным абстрагироваться от реального хода эволюции конфликта, предлагая следующую последовательность действий:

• институционализация (установление определенных, облегчающих контроль за развитием противоречий единых норм и стандартов поведения сторон);

• легитимизация (узаконение норм взаимодействия субъектов);

• структурирование конфликтующих групп (выделение ключевых фигур, излагающих позиции сторон-участников конфликта)

• редукция (последовательное ослабление конкуренции за счет перевода противоречий на другой социальный или организационный уровни) [13, 52-53].

Этапы в управлении конфликтом должны определяться прежде всего фазами естественного развития противоречий, и, следовательно, требуются особые технологии для фазы возникновения, развития и завершения конфликта [14, 374-382]. Подобный подход, как представляется, более обоснован, ибо позволяет теснее увязывать управленческие технологии со спецификой конкретного конфликта и, в конечном счете, с эволюцией его наиболее важных показателей: "статуса и соотношения (баланса) сил" участников спора [15, с. 44,48].

Согласно представлениям сторонников ориентации на естественное развитие противоречий, на стадии возникновения конфликта прежде всего требуется установить подлинные причины разногласий, отделив их от непосредственного повода; дать оценку характера конфликта; структурировать групповые позиции; определить правила и нормы взаимодействия сторон; создать благоприятные внешние условия для проистекания конфликта, а также решить целый ряд специальных технических проблем (обеспечить надлежащие материальные ресурсы для управления ситуацией, установить соответствующие коммуникации, подготовить кадры и т.д.). Второй этап предполагает отслеживание воздействующих на ситуацию факторов, число которых по мере развертывания конфликта постоянно возрастает. Расширяя информационное поле контроля, здесь необходимо уточнить образы и позиции конфликтующих сторон (а кое в чем и пересмотреть их по сравнению с начальным этапом действий); постараться проникнуть в подлинные замыслы контрагентов и раскрыть их возможную тактику; определить рамки допустимого вмешательства; оценить возможности партнеров и противников конфликтующих субъектов. Подобное расширение информационного поля позволит выявить новые обстоятельства, влияющие на "фоновые" (ценностные) и ситуативные представления противоборствующих сторон и их взаимоотношения с союзниками; скорректировать динамику так наз. приписывающего искажения, заставляющего стороны объяснять любые поступки контрагента злым умыслом [16, с. 164], решить новые "технические" проблемы коммуникации. При этом главной задачей остается сближение позиций сторон и поиск средств целенаправленного влияния на их отношение друг к другу. Одновременно требуется совершенствовать организационную структуру управляющей системы, изменять способы коммуникационного взаимодействия, поддерживать действие правовых и моральных норм и т.д.

Похожие работы на данную тему