Особенности воспитания педагогически запущенных детей

Название работы: Особенности воспитания педагогически запущенных детей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

63 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение. .3

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы воспитания педагогически запущенных детей

1.1 Исторический анализ проблемы.6

1.2 Сущность понятия «трудные дети».10

1.3 Педагогическая запущенность и причины её возникновения .18

Выводы по главе 1.27

Глава 2. Основные направления работы с педагогически запущенными детьми

2.1 Организация образовательного процесса с педагогически запущенными детьми.29

2.2 Особенности воспитания педагогически запущенных детей в семье.37

2.3 Коррекционная работа с педагогически запущенными школьниками.47

Выводы по главе 2.55

Заключение.57

Список литературы.59

Приложение.63

Выдержка:

Введение:

Нестабильная социальная, экономическая, экологическая ситуация в России приводит к росту детей с выраженными отклонениями в поведении, учебе. Одна из глубинных причин кризиса, постигшего наше общество, в том, что оно было построено на приоритете государства по отношению к человеку, признании обязанностей молодого поколения по отношению к обществу, а не наоборот, адаптации, социализации юношества и детей к миру взрослых. В государственной политике по отношению к детству утвердился принцип вторичности, формализм и консерватизм. Решение этих противоречий сегодня одна из наиболее актуальных и глобальных социально-педагогических проблем. Модернизацию общества сопровождают негативные явления. Наблюдается количественный рост групп риска не только среди молодежи, старшеклассников и подростков, но и среди младших школьников (41,с.3).

Среди множества социально-педагогических проблем исследователи выделяют наиболее актуальную проблему, проблему воспитания и образования педагогически запущенных детей.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что численность трудных детей неуклонно растёт. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по Интернету или играют в компьютерные игры.

Из практики и материалов исследований педагогов, психологов, юристов: (А.С.Белкин, Э.Г.Костяшкин, Г.П Медведев, Л.П.Лаптева, Г.М.Миньковский, И.А.Невский, В.С.Орлов, А.Б.Сахаров и других), видно, что правонарушения и преступления несовершеннолетних непосредственно связаны с педагогической запущенностью школьников, вырастают на её почве, поэтому проблема предупреждения и преодоления этого явления стала актуальной для современной школы.

Исследователи видят зависимость между педагогической запущенностью, трудновоспитуемостью и отставанием в учёбе, правонарушениями подростков, справедливо считая, что предупреждение правонарушений несовершеннолетних должно начинаться с предупреждения и преодоления педагогической запущенности детей и подростков (8,с.6).

Проблема исследования отражает определение наиболее эффективных путей коррекционной работы по преодолению педагогической запущенности.

Необходимость дополнительного анализа основных направлений коррекционно-воспитательной работы обуславливает актуальность и недостаточную степень разработанности данной темы.

Целью исследования является изучение теоретических аспектов проблемы и анализ основных направлений коррекционно-воспитательной работы с педагогически запущенными детьми.

Глава 2:

Г.П.Медведев считает, что педагогическая запущенность – это следствие неправильного, неполноценного воспитания ребёнка в семье (32;с.49).

Социальная позиция членов семьи, социальная обстановка, которая в ней царит, существенна тем, что в ней формируется тот первичный социальный опыт ребенка, на основе которого он потом воспринимает и оценивает окружающую действительность, формируется его избирательное отношение к влияниям жизни.

Социально-педагогическая запущенность, которая в дальней¬шем может обусловить педагогическую трудность детей и под¬ростков в школе, развивается вследствие отрицательного влияния родителей, их социальной отсталости, отсутствия внимания к вос¬питанию своего ребенка. Часть родителей ссылается при этом на свою производственную занятость, на отсутствие времени для вос¬питания ребенка, для занятий с ним.

При этом они забывают или не знают того обстоятельства, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе специально проводимых с ним занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений ме¬жду родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об ок¬ружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знако¬мых, какой порядок поддерживают дома, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.

Вот как это обстоятельство объясняет Я.Корчак: «Воспиты¬вающей средой я называю тот дух, который царит в семье; от¬дельные члены семьи не могут занимать по отношению к нему про¬извольной позиции. Этот руководящий дух подчиняет и не терпит сопротивления» (33;с.28).

Дух семьи воспитывает ребенка в первую очередь, а потом уже специальные занятия родителей с ним. Но и эти занятия необходимы для полноценного развития ребенка не столько: Как средство воспитания, сколько как форма поддержания, развития и укрепления эмоциональных и смысловых связей, духовного кон¬такта и строящегося на этой основе взаимоотношения между ним и родителями. Без этой внутренней, душевной близости ребенок в собственной семье чувствует себя чужим, ненужным, заброшен¬ным, одиноким, беззащитным. Это то самое состояние, которое гонит его из дома во двор, на улицу, заставляет искать душевной близости с другими детьми, с другими взрослыми. Не случайно, эти дети особенно сильно, привязываются к животным, собакам в частности, пытаются завести их дома, но, как правило, наталки¬ваются на активное противодействие, со стороны родителей. На фоне этого состояния развиваются замкнутость, раздражитель¬ность, агрессивность, непослушание, негативизм и другие особен¬ности, характерные для «трудных» детей (33;с.54).

Ребенок, чувствуя, как важны для него тесные связи с роди¬телями, взаимопонимание, ощущая свою зависимость от них, пытается эти связи установить, наладить. То он обращается к от¬цу с вопросом или просьбой о помощи, то матери пытается по¬мочь, то хочет приласкаться к ним или втянуть их в игру. И чаще всего в ответ слышит: «Отстань!», «Не лезь!», «Не приставай!», «Надоел!» В таких семьях чаще, чем в других, ребенка наказывают — за дело и без дела, родители срывают на нем свое раздражение, усталость, а в благодушном состоянии прощают, оставля¬ют без внимания даже крупные проступки ребенка.

Заключение:

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, были сделаны следующие выводы:

1. Воспитанием детей начали заниматься на первой ступени общественного развития, в первобытном обществе. Воспитание играло и играет огромную роль в развитии человека. По мнению учёных при умелом педагогическом подходе дети могут стать воспитанными и образованными. А главная цель воспитания – нравственное развитие личности.

2. Детей с отклонениями в поведении и учёбе стали называть «трудными». Понятие появилось в начале 20 века, а проблема была и остаётся актуальной до сегодняшнего дня. Трудными называют таких детей, в отношении которых где-то, когда-то и кем-то был допущен педагогический просчёт, педагогическая ошибка, игнорирован принцип индивидуального подхода в воспитании, дети, на которых вовремя не обратили внимания, не применили своевременных мер к коррекции их личности. Иначе говоря в категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, дети у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли места в коллективе и социально приемлемых способов самоутверждения в нём.

3. Трудные дети это всегда педагогически запущенные, что не одно и тоже. Педагогически запущенный ребёнок трудный лишь потенциально, но если принять своевременные меры для его перевоспитания трудным он не станет. Исследователи данной проблемы под педагогической запущенностью понимают длительное неблагополучное для развития личности состояние ребёнка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием не него социальной микросреды. А психологическим механизмом социально педагогической запущенности детей является гиперобособление «не такой, как все», возникновении психологической незащищённости ребёнка и связанной с ней защитных форм поведения.

4. Также мы сделали выводы, что основными направлениями работы учителя в воспитании педагогически запущенных школьников является:

- индивидуальный подход в обучении и воспитании;

- опора на положительное в личности ученика;

- авансирование успеха;

- высокая активность на уроке самого учителя;

- посильность требований, предъявляемых ученику;

- высокий профессионализм педагога;

Похожие работы на данную тему