Детский самодеятельный коллектив

Название работы: Детский самодеятельный коллектив

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

62 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение……………………………………………………….………………….3

Глава 1. Теоретико-методологические основы детской коллективной деятельности…………………………………………………………...…………8

1.1. Детский самодеятельный коллектив: понятие, сущность,

закономерности развития……………………………………….……...………..8

1.2. Социально-культурное функционирование детского самодеятельного коллектива…………………………………………………………….…………14

1.3. Роль детского коллектива в творческом развитии личности……………17

Глава 2. Педагогическая организация коллективно-творческой

деятельности – определяющее условие сплочения коллектива…….….……21

2.1. Педагогическая поддержка в процессе формирования коллектива…………………………………………………….……………….…21

2.2. Анализ деятельности самодеятельного ансамбля «Мушэхэн» Енгорбойской средней школы Закаменского района……….………..………30

2.3. Программа социологического исследования детского творчества в условиях детского самодеятельного коллектива…………….…….…………39

2.4. Социально-культурная программа оптимизации коллективно-творческой деятельности детского ансамбля «Мушэхэн»………………...………………42

Заключение…………………………………………………….…..……………50

Глоссарий……………………………………………………….……………….52

Библиография………………………………………………….…..……………54

Приложения……………………………………………………...………….…..58

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы. Воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив являлось основополагающим положением в теории воспитания. Воспитание же в детском самодеятельном коллективе способствует не только развитию личностных качеств ребенка, но а также и его нравственного, художественного и эстетического вкуса.

Общество создает социокультурную среду, в которой происходит формирование подрастающего поколения. Поэтому на личность ребенка неизбежно проецируются все плюсы и минусы сегодняшней жизни.

Необходимость изучения явлений, связанных с проблемой влияния коллективной среды на духовное, физическое развитие и выживания человека в период сложных общественных потрясений, определила актуальность выбранной темы.

В настоящее время, когда не только провозглашается, но и делается попытка реали¬зации идей личностно ориентированной педагогики, многие или перестали говорить о проблемах формирования детского коллектива, или всячески пытаются завуалировать эту пробле¬му, используя термины: общность, группа, ассоциация, коопе¬рация и т. п. Но и сейчас коллективное воспитание - одно из общих направлений воспитательной работы с детскими группа¬ми (как бы их ни называли). За рубежом идея совместной жиз¬недеятельности детей всегда являлась и является актуальной, но там не используется понятие «коллектив» и акцент делается на социально-психологические аспекты внутригрупповых от¬ношений. В советское время основное внимание уделялось идейно-политическому воздействию коллектива на личность, его корректирующе-контролирующей функции. Человек - существо социальное, и начиная с малых лет он должен жить сов¬местно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии, как бы оно ни называлось.

Глава 2:

- формирование у детей музыкально-ритмических навыков;

- формирование навыков правильного и выраженного движения в области народной и современной хореографии;

- обучение детей приемам актерского мастерства;

- организация постановочной работы и концертной деятельности.

Развивающие:

- развитие активного восприятия музыки посредством хореографического искусства;

- развитие самостоятельности и инициативы, импровизационных способностей детей;

- обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

- умение работать с огромным увлечением и отдачей;

- работа над танцевальной постановкой как средством расширения кругозора развития ребенка.

Воспитательные:

- создание базы для творческого мышления детей;

- развитие у детей активности и самостоятельности общения;

- формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе.

III. Механизм реализации программы

- технология индивидуальной и массовой работы;

- оздоровительные технологии;

- игровые технологии.

IV. Принципы организации творческой деятельности

Схема построения занятий одинакова на всех годах обучения:

а) подготовительная часть

б) основная часть

в) заключительная часть.

Различно содержание и время, отведенное на каждую из частей занятий.

Основная часть первого года обучения содержит в себе учебно-тренировочные задания, а во втором годе обучения больше времени отводится для постановочной работы.

V. Этапы реализации программы

1. Подготовительный 2003-2004 г.

2. Формирующий 2004-2005 г.

3. Итоговый 2005-2006 г.

VI. Репертуар и принципы его формирования

- использование видеозаписей телевизионных конкурсов, фестивалей, концертов популярных групп и ансамблей;

- использование аудиокассет с записями танцевальных и вокальных фонограмм.

При формировании репертуара учитывается:

- возраст и ресурсные возможности участника ансамбля;

- идейность и содержательность номеров;

- жанровое разнообразие.

Репертуар формируется в расчете на исполнение в разных составах: солисты, дуэт, трио, группа.

VII. Форма оценки качества реализации программы

За период участия в ансамбле учащиеся получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводятся такие работы, как участие в районных конкурсах, фестивалях и концертах. В конце учебного года ансамбль проводит творческий отчет о проделанной работе. Отчет проводится в форме концерта для родителей и жителей села.

VIII. Кадровое обеспечение

Балданова Д.И. – художественный руководитель

Дышенова С.Г. – хореограф

Батуева Т.Б. – вокальный руководитель

Будаева А.Л. – костюмер

Батуев А.Р. – звукооператор

Самбуева С.П. – руководитель народных инструментов

Заключение:

Детский коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется и характер влияния коллектива на личность. В детских коллективах процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не поспевают за ходом событий. Однако, вглядевшись повнимательнее, видим: процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.

Управлять детским коллективом – значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания детей с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности детского коллектива и его возможности самоуправления. Управление детским коллективом представляет собой два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: первый – сбор информации о детском коллективе и входящих в него детей, второй – организация адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать его влияние на личность каждого отдельного ребенка.

Для художественного руководителя детского творческого коллектива важно знать реальные художественные потребности, интересы и вкусы детей, объем их свободного времени, уровень художественной подготовки, предпочтение тех или иных видов художественного творчества, традиционные для данной местности формы любительских занятий искусством.

В проведенном исследовании мы выявили огромную значимость детского самодеятельного коллектива в развитии творческих способностей детей. Благодаря руководителю ансамбля дети сплачиваются в единый коллектив и тем самым раскрепощаются и полноценно развивают свои эстетические, художественные и нравственные качества личности.

Важным звеном в творческих коллективах сельского округа является формирование личности ребенка, которое происходит в триедином неразрывном, непрерывном процессе обучения, воспитания и развития.

По результатам исследования можно предложить следующие рекомендации. Важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо:

1. Повысить качественный уровень культурных и творческих задач в детском ансамбле путем внедрения новых, нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и широкого их выбора, основываться на национальных традициях.

2. Создание комфортной культурно-досуговой среды, в которой бы уютно себя почувствовали дети.

3. Создание и организация дополнительных кружков по интересам, любительских объединений, чтобы дети могли полностью реализовать свой творческий потенциал.

4. Участие в различных конкурсах, фестивалях и поддержка коллективов и участников художественной самодеятельности.

В результате анализа деятельности ансамбля «Мушэхэн» выявились положительные моменты в процессе подготовки и развития творческих способностей детей. Вовлечение детей в творчество, музыку и танцы позволяет повышать их художественный и эстетический вкус, развивать творческие способности. За период участия в ансамбле учащиеся получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводятся такие работы, как участие в районных конкурсах, фестивалях и концертах. Постоянное участие в концертах обогащают досуг детей Закаменского района Республики Бурятия.

Похожие работы на данную тему