Субъекты и объекты авторского права

Название работы: Субъекты и объекты авторского права

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

70 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 Общая характеристика авторского права 9

1.1 История становления авторского права в России 9

1.2 Понятие, принципы и функции авторского права 12

1.3 Источники авторского права 14

Глава 2 Авторское правоотношение 17

2.1 Объекты авторского права 17

2.2 Субъекты авторского права 28

2.3 Содержание авторских прав 37

Глава 3 Авторское право: современное состояние, проблемы,

тенденции развития 49

3.1 Применение в России способов защиты прав субъектов

авторского права 49

3.2 Место авторского права как института интеллектуальной

собственности в системе законодательства, вопросы и кодификации 56

3.3 Проблематика и тенденции развития современного авторского права 59

Заключение 64

Список использованных источников 67

Выдержка:

Введение:

Собственность защищали все цивилизации, все общественные системы. Быстрые темпы научно-технического прогресса последних десятилетий привели к тому, что интеллект превращается в материальную силу, мысль материализуется в конкретные изобретения. Интеллектуальная собственность и ее объекты во многом стали определять экономическое развитие государства и его положение на международной арене, поэтому возникла необходимость законодательного регулирования правового статуса результатов интеллектуальной деятельности. В качестве подобного регулятора и возникло авторское право.

При зарождении правовой охраны результатов творчества, немногим более двухсот лет назад, система обладателей прав на эти результаты была достаточно элементарной. Правовое регулирование строилось во многом по традиционной модели, присущей сфере материального производства, без учета специфики интеллектуальной деятельности, которая в процессе развития все более настойчиво пробивает себе дорогу. Для прав на результаты материального производства решающее значение имеет право собственности на условия и предпосылки их создания. Для прав на результаты интеллектуальной деятельности решающее значение имеет другой фактор - труд создателя и его личность, особенно если объектом является результат творчества. Отсюда значительно более богатая система обладателей прав. Отличаются и основания перехода прав от одного субъекта к другому.

Авторские права содержательно обладают существенными особенностями и значительно более разнообразны, чем права на результаты материального производства. Они охватывают права на творческие результаты и на объекты, не обязательно требующие творчества. Будучи нематериальными, не ограниченными в пространстве, они могут быть использованы одновременно неограниченным кругом лиц. Способы распоряжения интеллектуальными правами включают в себя не только отчуждение прав, но и выдачу лицензий. Не все субъекты интеллектуальных прав обладают абсолютными правами, лицензиатам, например, принадлежат только обязательственные права. Круг субъектов шире, чем круг обладателей права. Традиционная модель построения охраны вызывает ряд трудностей. В частности, сложнее становится установление справедливого баланса прав и интересов разных участников процесса, отсутствие которого грозит превратиться в тормоз дальнейшего развития.

Принципиальной новацией данных нормативных актов являются механизмы охраны и управления интеллектуальной собственностью. Их основой служат цифровые идентифицирующие системы и цифровые коды на произведения и фонограммы. А в результате развития и совершенствования этих систем человечество сможет в ближайшее время создать глобальный мировой цифровой реестр интеллектуальной собственности.

Имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, регулируются авторским правом. Авторское право представляет собой один из наиболее молодых и динамично развивающихся институтов гражданского права.

Несмотря на то, что в обиходе все чаще встречаются такие словосочетания, как «авторское правоотношение», «исключительные права», «авторские правомочия» и т.д., большинство людей не осознают, что на самом деле обозначают данные термины и каково их содержание. Понимание действующего авторского законодательства оказывается достаточно сложной проблемой для тех, кто не соприкасался с ним на практике и не ознакомлен с основными принципами современного авторского права.

Глава 3:

К нематериальным активам относятся права, возникающие:

- из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;

- из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания и др.;

- организационные расходы;

- деловая репутация организации и прочее.

В правовой доктрине существуют различные предложения по решению данной задачи. С технической стороны необходимо разработать методики оценки объектов ИС, методики оценки ИС предприятий, на которых создаются конкретные материальные объекты. С юридической - необходимо дать четкие определения объектов ИС, регламентировать законом заинтересованность всех участников процесса управления ИС, предусмотреть обязательное оформления необходимых документов на права на ИС [33, C.42].

К сожалению, авторское право не поспевает за развитием авторских отношений. Один из камней преткновений: авторское право и Интернет.

Internet входит в нашу жизнь как необходимый элемент. Каждый день в Internetе появляется примерно 200-300 новых сайтов, которые создаются серьезными организациями, а также обычными пользователями. Впечатляет и тот факт, что на данный момент в России по разным оценкам, насчитывается от 3 до 7 миллионов пользователей. В связи со столь быстрым развитием сети Интернет появились новые виды объектов авторского права, например, программное обеспечение для функционирования интернет-сайтов и т.п. Появились и новые формы распространения объектов авторского права [32, C.49].

В то же время на сегодняшний день отсутствует легальное определение понятия «Интернет». Попытки определения этого понятия предпринимались неоднократно, хотя ни одна из них не увенчалась принятием нормативного акта.

Перед российским законодателем стоит огромное количество задач в данной сфере, среди которых необходимость придания Сети статуса общегосударственной, принятия программы по совершенствованию методов и средств защиты авторства (как правовых так и технико-технологических), с учетом трансграничного общедоступного характера Сети Internet, по развитию и совершенствованию технических средств, улучшению каналов связи, популяризации Сети Интернет, иначе существует реальная возможность оказаться “позади планеты всей”. Очень большую роль здесь может сыграть сотрудничество с международными организациями и государствами в которых Сеть Internet уже находится в стадии устойчивого развития.

Заключение:

Собственность защищали все цивилизации, все общественные системы. Быстрые темпы научно-технического прогресса последних десятилетий привели к тому, что интеллект превращается в материальную силу, мысль материализуется в конкретные изобретения. Интеллектуальная собственность и ее объекты во многом стали определять экономическое развитие государства и его положение на международной арене, поэтому возникла необходимость законодательного регулирования правового статуса результатов интеллектуальной деятельности. В качестве подобного регулятора и возникло авторское право.

При зарождении правовой охраны результатов творчества, немногим более двухсот лет назад, система обладателей прав на эти результаты была достаточно элементарной. Правовое регулирование строилось во многом по традиционной модели, присущей сфере материального производства, без учета специфики интеллектуальной деятельности, которая в процессе развития все более настойчиво пробивает себе дорогу. Для прав на результаты материального производства решающее значение имеет право собственности на условия и предпосылки их создания. Для прав на результаты интеллектуальной деятельности решающее значение имеет другой фактор - труд создателя и его личность, особенно если объектом является результат творчества. Отсюда значительно более богатая система обладателей прав. Отличаются и основания перехода прав от одного субъекта к другому.

Авторские права содержательно обладают существенными особенностями и значительно более разнообразны, чем права на результаты материального производства. Они охватывают права на творческие результаты и на объекты, не обязательно требующие творчества. Будучи нематериальными, не ограниченными в пространстве, они могут быть использованы одновременно неограниченным кругом лиц. Способы распоряжения интеллектуальными правами включают в себя не только отчуждение прав, но и выдачу лицензий. Не все субъекты интеллектуальных прав обладают абсолютными правами, лицензиатам, например, принадлежат только обязательственные права. Круг субъектов шире, чем круг обладателей права. Традиционная модель построения охраны вызывает ряд трудностей. В частности, сложнее становится установление справедливого баланса прав и интересов разных участников процесса, отсутствие которого грозит превратиться в тормоз дальнейшего развития.

Принципиальной новацией данных нормативных актов являются механизмы охраны и управления интеллектуальной собственностью. Их основой служат цифровые идентифицирующие системы и цифровые коды на произведения и фонограммы. А в результате развития и совершенствования этих систем человечество сможет в ближайшее время создать глобальный мировой цифровой реестр интеллектуальной собственности.

Имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, регулируются авторским правом. Авторское право представляет собой один из наиболее молодых и динамично развивающихся институтов гражданского права.

Несмотря на то, что в обиходе все чаще встречаются такие словосочетания, как «авторское правоотношение», «исключительные права», «авторские правомочия» и т.д., большинство людей не осознают, что на самом деле обозначают данные термины и каково их содержание. Понимание действующего авторского законодательства оказывается достаточно сложной проблемой для тех, кто не соприкасался с ним на практике и не ознакомлен с основными принципами современного авторского права.

Авторское право - это инструмент уравновешивания интересов между авторами, издателями и обществом. По этой причине обладание авторскими правами не носит неограниченного характера, их объем четко очерчен законодательством. В Бернской конвенции [1, C.4] перечислен минимум тех прав, которые каждая страна должна предоставлять обладателю авторских прав. В результате создания произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает ряд субъективных авторских прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Страны свободны в том, чтобы увеличить их объем, но сделать объем меньше минимума они не могут. В Бернской конвенции использован термин «исключительные права».

Теория исключительности авторских прав была детально разработана еще в русской дореволюционной литературе. По мнению большинства ученых, признак исключительности означал, прежде всего, монополию обладателя авторского права на использование произведения.

Похожие работы на данную тему