Объекты и субъекты авторского права

Название работы: Объекты и субъекты авторского права

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

104 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Объекты авторского права………………………………………………………….10

1.1. Понятие и признаки объекта авторского права………………………………………...10

1.1.1. Общее определение……………………………………………….10

1.1.2. Творческий характер произведения………………………………………………......14

1.1.3. Объективная форма и воспроизводимость произведения…………………………..16

1.1.4. Назначение и достоинства произведения…………………………………………….18

1.1.5. Выполнение формальностей…………………………………………………………..19

1.1.6. Правовое значение отдельных элементов произведения……………………………21

1.1.7. Произведения не охраняемые авторским правом. …………………………..............24

1.2. Виды объектов авторского права………………………………………………………..28

1.2.1. Произведения науки, литературы и искусства……………………………………….28

1.2.2. Круг охраняемых законом произведений…………………………………………….29

1.2.3. Общие положения……………………………………………………………………...29

1.2.4. Литературные произведения…………………………………………………………..30

1.2.5. Драматичные произведения…………………………………………………………...39

1.2.6. Музыкальные произведения с текстом и без текста,

музыкально-драматические произведения…………………………………………………40

1.2.7. Сценарные произведения………………………………………………………………43

1.2.8. Аудиовизуальные произведения………………………………………………………44

1.2.9. Произведения изобразительного и декоративного искусства....................................45

1.2.10. Произведения архитектуры, градостроительства,

садовопаркового искусства…………………………………………………………………..52

1.2.11. Произведения хореографии и пантомимы…………………………………………..54

1.2.12. Картографические произведения…………………………………………………….55

1.2.13. Сборники и другие составные произведения……………………………………….55

1.3. Обнародованные (опубликованные) и необнародованные (неопубликованные) произведения…………………………………………………………………………………..59

1.4. Произведения оригинальные и производные………………………..61

1.5. Служебные и неслужебные произведения……………………………………………...62

Глава 2. Субъекты авторского права………………………………………………………...69

2.1. Авторы произведений…………………………………………………………………....69

2.1.1. Общие положения……………………………………………………………………...69

2.1.2. Охрана прав несовершеннолетних и недееспособных лиц………………………….70

2.1.3. Авторские права юридических лиц…………………………………………………...71

2.1.4. Иностранные авторы…………………………………………………………………...73

2.2. Соавторство……………………………………………………………………………….74

2.2.1. Условия возникновения соавторства………………………………………………….74

2.2.2. Осуществление авторских прав на коллективное произведение……………………79

2.2.3. Виды соавторства………………………………………………………………………80

2.3. Наследники и иные правопреемники………………………………………………..….82

2.4. Организации, управляющие имущественными правами авторов

на коллективной основе……………………………………………………………………...84

Заключение………………………………………………………………………...………......88

Библиография………………………………………………………………………...……….90

Выдержка:

Введение

Выбор темы моего диплома обусловлен ее актуальностью, отсутствием эффективного правового механизма реализации и защиты интеллектуальной собственности, неизученностью многих направлений, пробелами в законодательном регулировании.

Будущее России – за развитием интеллекта ее сограждан, за предотвращением «утечки мозгов», за развитием умения использовать интеллектуальный потенциал, информацию, за развитием информационных технологий.

Институт права интеллектуальной собственности получил достаточно широкое распространение в современном мире. Он закрепляется нормами как внутригосударственного, так и нормами международного права. Значение интеллектуальной собственности подчеркивается и тем, что конституции многих сегодняшних государств не оставили без внимания эту важнейшую область человеческих отношений. Общественное признание интеллектуальной собственности и ее защиты в конституции Российской Федерации явилось актом крупнейшего конституционного, научного и практического значения.

До настоящего времени коренные, принципиальные проблемы интеллектуальной собственности как правовой категории остаются дискуссионными, включая и само понятие «интеллектуальная собственность», так как интеллектуальная собственность – сравнительно новое для отечественной, да и мировой практики явление. Интеллектуальная собственность все чаще становится предметом научных диспутов и международных форумов.

Современное российское законодательство и международные соглашения понимают под интеллектуальной собственностью совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством соответствующей страны, с учетом принятых ею международных обязательств. Этот перечень обычно соответствует уровню развития общества. С развитием общества к списку признаваемых объектов добавляются новые, что стало особенно заметно в последние годы.

Интеллектуальная собственность включает в себя в основном две очень крупные категории объектов – объекты авторского права и смежных прав, а также объекты промышленной собственности.

В большинстве стран объектами авторского права признаются произведения науки, литературы и искусства, а субъектами авторского права – авторы этих произведений или их правопреемники. В соответствии с разъяснениями Международного бюро ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) авторское право обычно понимается, как предоставляемое законом исключительное право автора произведения объявить себя создателем этого произведения, воспроизводить его, распространять или доводить его до сведения публики любыми способами и средствами, а также разрешать другим лицам использовать произведение определенными способами. В российском законодательстве авторское право определено как отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

В объективном смысле авторское право, это – совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства.

В субъективном смысле – это те личные неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства.

В качестве основных задач авторского права в юридической литературе называют две следующие задачи. С одной стороны, авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование созданных ими и получение доходов и т.д. С другой стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества, то есть повышение уровня охраны прав ни в коем случае не должно препятствовать использованию этих произведений в целях образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними.

Становление и развитие авторского права в России отличается значительным своеобразием по сравнению с историей авторского права зарубежных стран. Первые законы, регулирующие авторские отношения, были приняты в России лишь во второй четверти XIX в. В силу исторических причин книгоиздательское дело в России вплоть до конца XVIII в. считалось государственной монополией. Совершенно очевидно, что в условиях отсутствия конкуренции между издателями в России не было главных объективных предпосылок для появления авторского права.

Важной особенностью авторского права России, свойственной ему почти на всем пути его исторического развития, была тесная связь с цензурным законодательством, которое родилось в России значительно раньше. В 1816 году Министерством народного просвещения было издано распоряжение о том, чтобы при предоставлении рукописей на цензуру к ним прилагались доказательства прав издателя на подачу рукописи к напечатанию. Таким образом, с появлением указанного распоряжения вопрос о правах издателя впервые ставился в зависимость от авторского права создателя произведения.

Первый авторский закон в России появился также в рамках законодательства о цензуре. Утвержденный 22 апреля 1828 г. новый Цензурный устав содержал специальную главу, которая называлась «О сочинителях и издателях книг». Указанная глава, состоявшая всего из 5 статей, дополнялась более развернутым Положением о правах сочинителей, которое служило приложением к цензурному уставу. По данному Закону, касавшемуся лишь литературных произведений, сочинитель или переводчик книги имел «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». Срок авторского права был установлен в 25 лет со дня смерти автора, после чего произведение «становилось собственностью публики». Защита авторского права ставилась в зависимость от соблюдения цензурных правил, поскольку «напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную».

В 1830 году было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, решившее вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д. Также вводилось признание прав сочинителей правом собственности и возможность продления до 35 лет срока охраны произведения после смерти автора. Дальнейшее развитие авторского права в XIX в. шло по пути постепенного расширения числа охраняемых произведений и признаваемых законом авторских правомочий. В 1845 и 1848 гг. было признано право на музыкальную и художественную собственность. В 1875 году срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет. В 1877 году правила об авторском праве были перенесены из Цензурного устава в Законы Гражданские в виде приложения к ст.420, содержащей общую характеристику права собственности.

К концу XIX в. совершенно очевидно назрела необходимость принятия нового закона, который соответствовал бы потребностям времени. Такой закон был принят 20 марта 1911 году. Он назывался «Положение об авторском праве» и был составлен на основе лучших образцов западноевропейских законодательств того времени. Этот закон, который оказался последним законом Российской империи об авторском праве, явился значительным шагом в развитии Российского авторского права. Этот закон распространил авторское право на географические, топологические, астрономические и иного рода карты, глобусы, атласы, рисунки по естествознанию, строительные и другие технические планы, рисунки, чертежи, драматические, музыкально-драматические и фотографические и подобные им произведения.

В целом это был прогрессивный закон, который лишь в некоторых отношениях не следовал международной практике, в частности, он допускал свободный перевод зарубежных произведений, не ставил под охрану кинематографические произведения, не уровнял права российских авторов в полном объеме с правами авторов стран – участниц Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., к которой Россия не присоединилась, однако все же вывел нашу страну на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений.

Сразу же после Октябрьской революции прежнее гражданское законодательство России, включая и Закон об авторском праве 1911 г., было отменено. Правоотношения в сфере авторского права регулировались Декретами и постановлениями Совета Народных Комиссаров, изданными в 1918 , 1925 и 1928 гг., а также постановлениями СНК союзных республик, которые существенно ограничивали права авторов по сравнению с Законом Российской империи об авторском праве 1911 г. В соответствии с Декретом СНК «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» 1918 г., любое произведение могло быть признано достоянием республики, хотя при всяком издании даже объявленного достоянием республики произведения автору мог выдаваться гонорар, а в случае смерти автора его нуждающиеся и нетрудоспособные родственники имели право на получение материальной помощи через губернские отделы социального обеспечения в размере прожиточного уровня. Декрет по существу ликвидировал имущественные права авторов. Также на основании этого декрета в 1919 году были признаны достоянием РСФСР все произведения 17 русских авторов, в том числе произведения А.Бородина, П.Чайковского, М.Мусоргского, П.Римского-Корсакова, А.Скрябина. В 1923 году были национализированы произведения еще 47 русских авторов, в том числе произведения Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.Н.Островского, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.П.Чехова.

Первый советский закон об авторском праве был принят в 1925 году, а в 1928 году в него были внесены некоторые изменения. В законе СССР «Об авторском праве» 1925 г. срок действия авторского права не был даже пожизненным и составлял 25 лет с момента опубликования произведения. В законе «Об авторском праве» 1928 г. срок действия авторского права стал пожизненным и еще в течение 15 лет после смерти автора. В законе содержались нормы, которые уже в то время считались анахронизмом, в частности не считался нарушением авторского права перевод чужого произведения, его использование для создания нового произведения и т.д.

Закон «Об авторском праве» 1928 г. просуществовал до начала 60-х годов, когда его измененное содержание было внесено в Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. В 1973 году, когда Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. в Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик и гражданские кодексы союзных республик были введены новые нормы, которые несколько расширили права авторов. В частности, было впервые закреплено право автора на перевод произведения, до 25 лет возрос срок действия авторского права после смерти автора, расширился круг субъектов авторского права и т.д.

Правительство СССР не раз заявляло о своем желании и готовности подписать Бернскую конвенцию и Парижскую редакцию Женевской конвенции. С учетом этого был разработан раздел «Авторское право» Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года. Основы гражданского законодательства 1991 г. исключили свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение опубликованных произведений без согласия их авторов, расширили круг охраняемых произведений, продлили срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора, впервые ввели охрану так называемых «смежных прав» и т.п.

Основы гражданского законодательства 1991 г. должны были вступить в действие с 1 января 1992 г., однако в связи с распадом Советского Союза этого не произошло. В Российской Федерации Основы гражданского законодательства вступили в силу 3 августа 1992 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы». Параллельно развернулась работа по подготовке специальных законодательных актов, посвященных регулированию авторских правоотношений. Первым был принят Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23 сентября 1992 г., вступивший в силу 20 октября 1992 г. . 3 августа 1993 г. вступил в действие Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г., с принятием которого на территории РФ перестал применяться раздел V Основ гражданского законодательства 1991 г. Закон повторяет и развивает основные принципы правового регулирования авторских и смежных прав, содержащихся в Основах ГЗ и представляет собой новый этап в развитии Российского авторского права. Закон отвечает международным стандартам в этой области и позволил России присоединиться к ряду международных договоров, прежде всего, к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

В наши дни на рынке помимо традиционной материальной продукции все более видное место занимает интеллектуальная продукция, происходит коммерциализация продуктов интеллектуальной деятельности, что является эффективной формой реализации достижений науки и техники в условиях рыночной экономики.

Интеллектуальная собственность становится одной из основных движущих сил развития общества. В экономике большинства развитых стран в последние годы происходят радикальные изменения, складывается крупная отрасль общественного производства - экономика интеллектуальной собственности, которая становится ведущей движущей силой национальной экономики, вклад которой в валовой национальный продукт достигает нескольких процентов. Например, в США вклад экономики авторского права и смежных прав в валовой внутренний продукт оказался доминирующим по сравнению с другими отраслями. Показательным является пример компании Microsoft – крупнейшего разработчика и производителя программного обеспечения, имеющей самый высокий в мире уровень капитализации прибыли, являющейся самой крупной компанией в мире. Основой ее финансового успеха являются разработанные, произведенные и реализованные объекты авторского права – компьютерные программы.

Становление и развитие новой отрасли общественного производства сопровождается рядом отрицательных последствий, одним из которых является так называемое «пиратство» интеллектуальной собственности, которое наносит колоссальный ущерб правообладателям. Термин «пиратство» произошел от английского неологизма «piracy» – нарушение прав интеллектуальной собственности. В нашем законодательстве используется термин «контрафактный», который произошел от французского слова «contrefacon» – нарушение прав интеллектуальной собственности. Таким образом «пиратский» или «контрафактный» означает – нарушающий авторские или смежные права.

Современный уровень развития технических средств позволяет легко воспроизводить объекты интеллектуальной собственности, а их доступность не дает возможности осуществлять должный контроль за законностью таких действий. В результате этого пиратство в отношении объектов интеллектуальной собственности достигло сегодня невиданных масштабов и представляет собой серьезную проблему.

Пожалуй, самый большой финансовый ущерб правообладателям во всем мире наносит всемирная паутина Интернет. Первоначально зародившись как инструмент научного исследования Интернет быстро превратился в глобальную сеть предоставления информации и распространения объектов интеллектуальной собственности, так как объекты авторского права и смежных прав могут быть размещены в Интетнете и стать доступными любому из миллионов пользователей на тех или иных условиях, а иногда и без всяких условий. Любой писатель, музыкант или ученый может обнаружить свое произведение, размещенное в Интернете, миновавшее прилавки магазинов. Причина существующего положения вещей в том, что традиционное авторское право стало малопригодным для регулирования отношений, возникающих в условиях глобальных информационных сетей и требует существенной доработки. Образовался разрыв между технологическим уровнем создания и использования продуктов интеллектуальной собственности и правовым положением таких объектов и их законных правообладателей.

Глава 1. Объекты авторского права

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА АВТОРСКОГО ПРАВА

Общее определение

Понятие объекта правоотношения является в правовой науке достаточно спорным вопросом. Многочисленные точки зрения, изложенные в отечественной литературе, могут быть разбиты на 2 основные группы. Первая – плюралистические теории, авторы которых признают множественность объекта правоотношения (О.А.Красавчиков, И.Б.Новицкий и др.). Вторая группа – монистические теории, авторы которых отстаивают единство объекта правоотношения (С.Н.Братусь, О.С.Иоффе и др.). Кроме того разногласия существуют и между сторонниками одной и той же группы теорий. Так, некоторые авторы не дают общего определения понятия объекта, а просто перечисляют возможные их виды: например, К.К.Яичков относит к объектам вещи, услуги, продукты духовного творчества, личные блага; С.Н.Вильнянский – материальные предметы (вещи), деньги, личные блага, услуги, произведения творческой деятельности; М.М.Агарков – вещи, продукты духовного творчества и личные блага.

Таким образом, все авторы, так или иначе, признают, что объектами правоотношения могут быть: вещи, действия, результаты интеллектуальной деятельности, личные имущественные блага. Что же касается определения понятия объекта правоотношения вообще, то наибольшее распространение получили две точки зрения:

объект – это то, на что направлено правоотношение;

объект – это то, по поводу чего правоотношение устанавливается (возникает).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

1. Дело по иску об охраняемости авторским правом словосочетания «Петербургские тайны» (Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. М. 2002.)

2. Дело по иску М. к театру музыкальной комедии (Интеллектуальная собственность. №1. 2000.)

3. Дело по иску звукозаписывающей фирмы о неправомерном использовании названия компакт-диска «Моей душе покоя нет» (Московский комсомолец. 12 февраля 1997.)

4. Дело по иску Б. О признании его соавторства на сборник песен «Земля Брянская» (Сергеев А.П.. Интеллектуальная собственность в Российской Федерации. М. 2001.)

5. Дело по иску издательства «Аурика» (Московский комсомолец. 6 декабря 1997.)

6. Дело по иску художника Ф.Ф.Федоровского к Театральному музею имени А.А.Бахрушина (Гаврилов Э.П. Советское авторское право. М. 1984.)

7. Дело по иску М.Минкова к радиостанции «Деловая волна» (Московский комсомолец. 21 апреля 1998.)

8. Дело по иску издательства Московской Патриархии к ООО «Русское рекламное издательство» (Книжное обозрение. 12 августа 1997.)

9. Дело по иску художника Т. к Ленинградской студии документальных фильмов (Интеллектуальная собственность. № 9. 2000.)

10. Дело по иску К., о признании его соавтором повести «Когда отзвенел малиновый звон» (Бюллетень Верховного Суда СССР. № 3. 1986.)

11. Дело по иску Е. о признании его соавтором романа «Накануне» (Бюллетень Верховного Суда СССР. №3. 1986.)

12. Дело по иску И.Резника о защите его нарушенных авторских прав. (Интеллектуальная собственность. № 1. 1998.)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вакман Е.Л.,Грингольц И.А. Авторские права художников. М.1962.

2. Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. М. 2002.

3. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. М. 1984.

4. Зильберштейн Н.Л. Авторские права на музыкальные произведения.М. 1960.

5. Ионас В.Я. Критерий творчества а авторском праве и судебной практике. М.

6. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М. 1972.

7. Иоффе О.С. Советское гражданское право. Л. 1965.

8. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. М. 1972.

9. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М. 2001.

10. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М. 1956.

11. Соловьев Р.В. Комментарий к закону РФ «Об авторском праве и смежных правах. М. 2001.

12. Судариков С.А. Основы авторского права. Мн. 2000.

13. Эдельман Б. Мысли об авторском праве. М. 1994.

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

1. Конституция Российской Федерации

2. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации

4. Основы Гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.

5. Гражданский кодекс РСФСР 1991 г.

6. Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23.09.92.

7. Семейный кодекс Российской Федерации

8. Патентный закон Российской Федерации

9. Закон РСФСР «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.

10. Закон СССР «Об изобретениях в СССР»

11. Закон РФ «О геодезии и картографии» от 26 декабря 1995 г.

12. Закон РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г.

13. Указ президента РФ «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав» от 7 октября 1993 г.

14. Постановление Верховного Совета РФ «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» от 14.07.92.

15. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве.

16. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.

17. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности.

Похожие работы на данную тему