Развитие законодательства о занятости населения в РФ

Название работы: Развитие законодательства о занятости населения в РФ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

65 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 Исторический экскурс в прошлое 6

1.1 Первые нормативные акты 6

1.2 Нормативные акты об организации служб занятости 7

Глава 2 История развития законодательства о занятости населения в Российской Федерации 10

2.1 История борьбы с безработицей в России с начала 20 века 10

2.2 Первые социальные гарантии на рынке труда 14

Глава 3 Управление процессами занятости населения 18

3.1 Рынок труда 18

3.2 Международный опыт регулирования рынка труда 19

3.3 Анализ на рынке труда 22

3.4 Государственная политика и стратегия занятости и ее приоритеты 23

3.5 Развитие социального партнерства 29

3.6 Государственная служба занятости населения: характеристика органов занятости и их функций 29

Глава 4 Современное состояние закона о занятости населения 34

4.1 Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере занятости 34

4.2 Закон «О занятости населения в Российской Федерации» 35

4.3 Сравнительный анализ с предыдущей версией Закона о занятости 48

Заключение 60

Список использованных источников 63

Выдержка:

Введение:

В России в настоящее время осуществляется переход к рыночным отношениям это связано с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми и их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Безработица является социальным злом для всех стран мира. Но если в странах с развитой рыночной экономикой при наличии более или менее значительного уровня безработицы экономика и население существуют благополучно десятилетиями, то российский рынок труда и соответствующая ему безработица не имеет аналогов в мире в силу сравнительно низкой материальной обеспеченности нашего населения и безработных в особенности, более высокой социальной напряженности в обществе, способной вызвать значительные социальные потрясения в России.

Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению «живого труда» способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экологических проблем также закрываются некоторые производства, загрязняющие окружающую среду.

Но все же основной причиной, способствующей возникновению и росту безработицы в нашей стране, явилось высвобождение рабочей силы на фоне общероссийского спада производства, обусловленного кризисом социально-экономической и политической системы общества, что привело к распаду хозяйственных связей, закрытию предприятий, значительным сокращениям централизованных инвестиций.

Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия как для общества в целом, отдельных его групп и слоев, так и для каждого отдельного человека. Для людей безработица оборачивается полной или частичной потерей дохода, снижением уровня жизни. Она ведет к возрастанию преступности, увеличению смертности от сердечных заболеваний, росту числа самоубийств и убийств, численности алкоголиков и наркоманов, пациентов психиатрических учреждений, ухудшению отношений в семье и т.д.

Глава 4:

«Безработица нарушает одно из основополагающих прав человека – право на труд» – отмечает Декларация прав человека. 19 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят первый Закон «О занятости населения Российской Федерации».

12 декабря 1993 года всенародным голосованием принята Конституция Российской Федерации. Пункт 3 статьи 37 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на труд, а также право на защиту от безработицы».

22 августа 2004 года Президентом РФ подписан Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 122-ФЗ. Закон вступил в силу с 1 января 2005 года.

Изменения были внесены и в Закон «О занятости населения в РФ»

Закон «О занятости населения в РФ» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы [1,С.1].

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

В России получение статуса безработного имеет более жесткий характер, чем в международных документах. В п.1 ст. 3 гл.1 указано, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход [1,С.1].

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Не занятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Заключение:

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность эконо¬мики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышлен¬ность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 5 лет численность занятого населения сократилась на 9% .

Проблема занятости населения и социальной поддержки безработных граждан на сегодняшний день является одной из самых важных. Актуальность ее определяется негативным влиянием, как на экономическую жизнь общества, так и на социальную.

Поэтому решение этой проблемы должно брать на себя, в первую очередь, государство, проводя эффективную социальную политику в этой области.

В современных условиях формирования рынка труда перед органами труда и занятости населения встает широкий круг научно - практических проблем, своевременное выявление которых выступает в качестве важного условия повышения эффективности управленческих решений в области социально – экономических отношений. Во-первых, в начальный этап перехода от командно – репрессивной к рыночной системе производственных отношений общество вступило с громадным объемом экстенсивных вакантных рабочих мест, на создание которых затрачена значительная доля национального дохода и которые в настоящее время оказались “безработными”. Происходят коренные социально – экономические изменения в содержании прогресса занятости населения. Если к началу радикальной перестройки экономических отношений в народном хозяйстве Россия имела место ситуация, когда число рабочих мест было больше, чем численность трудовых ресурсов, то в настоящее время сокращается число рабочих мест и их становится недостаточно не только для предотвращения структурной, но и общей безработицы. Во – вторых, управление процессом занятости должно базироваться на знании общего и особенного в процессе занятости населения. Общие закономерности и опыт их использования на примере наиболее развитых стран достаточно полно отражается в нормативных актах по вопросам занятости в реорганизации системы управления занятостью населения. Вместе с тем крайне недостаточно учитываются в процессе управления занятостью населения особенные социально – экономические отношения занятости, которые сформировались в течение70 лет в России. Непонимание этих особенностей, под воздействием которых жили и работали несколько поколений советских людей, одна из причин провала экономической реформы 1987 года, вялого включения в рыночные отношения широких масс российского населения. В – третьих, несовершенство «Закона о занятости населения в РФ» и нормативных актов по вопросам занятости населения, постоянные изменения организационной структуры управления трудом и занятостью, отсутствие четкого размежевания прав и обязанностей различных органов управления процессами труда и занятости различного уровня и, наконец, отсутствие координации в управлении системой демографических, экономических процессов занятости населения указывает на настоятельную необходимость выработки научной концепции занятости населения.

Похожие работы на данную тему