Основные проблемы занятости населения в современных условиях

Название работы: Основные проблемы занятости населения в современных условиях

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Макроэкономика

Страниц:

78 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……3

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ

1.1 Государственное регулирование и проблемы занятости населения в РФ…………………………………………………………………………………….6

1.2 Основные формы, причины и последствия безработицы………………13

1.3 Основные способы борьбы с безработицей в целях обеспечения полной занятости…………………………………………………………………………..27

Глава 2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РФ

2.1 Основные предпосылки создания Государственной Службы Занятости

Населения (ГСЗН) и её функции..…………………………………………..…36

2.2 Социально – психологическая работа в Государственных Центрах Занятости Населения……..………………………………………………..……42

2.3 Социальная защита безработных граждан в современных условиях…46

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1 Занятость населения в Ульяновской области..…………………………54

3.2 Мероприятия по организации занятости населения………………..…...61

3.3 Основные пути совершенствования механизмов поддержки безработных………………………………………………………………………. 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...73

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………76

Выдержка:

Введение:

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы. Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. В-третьих, политика правительства в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель рынка труда. В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики. Наконец, в-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и так далее.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируются массовые увольнения, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наиболее не защищенные слои населения (инвалиды, «чернобыльцы», «афганцы» и др.).

Глава 3:

В связи с упразднением Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, начиная с 2001 года выплата пособий по безработице полностью осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с численностью зарегистрированных безработных. В 1 квартале 2001 года начисление пособий по безработице производилось исходя из средней заработной платы по региону, которая составляла 1686,4 рубля. В соответствии с Постановлением Главы администрации Ульяновской области от 27.02.2001 года №19 «О прожиточном минимуме в Ульяновской области» и приказом по Департаменту занятости № 32 от 30.03.2001 года «Об изменении размера пособия по безработице в связи с утверждением величины прожиточного минимума», начиная с 1 апреля 2001 года, выплата минимального и максимального размера пособия по безработице, в том числе с учетом лиц, находящихся на иждивении безработного, стипендий гражданам, направленным на обучение, производится исходя из прожиточного минимума в Ульяновской области. Выплата пособий по безработице детям – сиротам, признанным в установленном порядке безработными, производится в соответствии с Порядком работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, утвержденным постановлением Минтруда России от 10 февраля 1998 года № 5, в части, не противоречащей законодательству. Начисление пособий по безработице вышеуказанной категории безработных производится исходя из средней заработной платы по региону. Оказание материальной помощи безработным гражданам проводится в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации». В 2002 году была оказана материальная помощь 1830 безработным гражданам на общую сумму 533,9 тыс. рублей, в том числе на организацию лечения и отдыха 285 детей израсходовано 164,2 тыс. рублей. В работе по обеспечению занятости таких неконкурентоспособных на рынке труда граждан, как лица предпенсионного возраста, центрами занятости населения кроме квотирования рабочих мест использовалась и такая форма социальной защиты, как оформление на досрочную пенсию. Всего по предложению центров занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработных граждан, уволенных в связи с ликвидацией предприятий или сокращением численности (штата), имеющих стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, 175 пожилым людям была оформлена досрочная пенсия.

Профессиональная подготовка безработных граждан в отчетном году являлась одним из главных направлений осуществления активной политики занятости населения. Специалистами Департамента занятости населения, центров велась работа, как по повышению эффективности профессионального обучения, так и по совершенствованию методов поиска и бронирования рабочих мест для гарантированного трудоустройства граждан, завершивших профессиональное обучение по направлению службы занятости населения. Всего за 2002 год на профессиональное обучение было направлено 3615 человек (6,3% от общего количества состоявших на учете безработных). Контрольные показатели направления безработных граждан на профессиональное обучение в 2002 году выполнены на 109%. Организация профессионального обучения в 2002 году по-прежнему была ориентирована на социально слабо защищенные категории граждан, в первую очередь женщин и молодежь. В 2002 году на профессиональное обучение по направлениям службы занятости было направлено 2776 женщин, что составило 65,5% от всего количества направленных на обучение. Свою первую профессию при помощи службы занятости получили 944 женщины, прошли переподготовку на новую специальность 833 женщины, получили вторые специальности 489 женщин и повысили квалификацию 361 женщина.

Заключение:

Проблема безработицы на данном этапе развития нашего общества является одной из самых актуальных, а по численности – самой масштабной. Статистические данные говорят сами за себя: уровень официально зарегистрированной безработицы постоянно растет, а уровень скрытой безработицы в 5-10 раз выше.

Решение данной проблемы уже сегодня является приоритетным направлением государственной политики. В начале мая 2000г. была принята программа «Программа по борьбе с бедностью», одним из основных направлений которой является обеспечение занятости и оплаты труда не менее прожиточного минимума. В данной программе будут задействованы фактически все министерства и ведомства.

В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

во-первых решение данной проблемы лежит в трех направлениях: социальном, экономическом и юридическом (законодательном). И только постоянное взаимодействие всех трех направлений даст положительные результаты.

В юридическом плане необходимо разработать законы, указы и постановления как на национальном уровне, так и местном, а также создать законы стимулирующие создание новых мест, в том числе для незащищенных слоев населения, которые будут пополняться из числа безработных.

Разработать краткосрочные и длительные программы по поддержке безработных, помощи в трудоустройстве, профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке.

Определить социальную направленность всех принимаемых указов и законов.

В экономическом плане направить средства необходимые на помощь в создании безработными собственного дела, выделение беспроцентных кредитов или гарантов (без возврата) на организацию самозанятости.

Создавать налоговые и другие экономические льготы для предприятий, создающих новые рабочие места.

Похожие работы на данную тему