Основные проблемы занятости населения в современных условиях

Название работы: Основные проблемы занятости населения в современных условиях

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Эктеория

Страниц:

78 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.3

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ

1.1 Государственное регулирование и проблемы занятости населения в РФ.6

1.2 Основные формы, причины и последствия безработицы.13

1.3 Основные способы борьбы с безработицей в целях обеспечения полной занятости.27

Глава 2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РФ

2.1 Основные предпосылки создания Государственной Службы Занятости

Населения (ГСЗН) и её функции.36

2.2 Социально – психологическая работа в Государственных Центрах Занятости Населения.42

2.3 Социальная защита безработных граждан в современных условиях…46

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1 Занятость населения в Ульяновской области.54

3.2 Мероприятия по организации занятости населения.61

3.3 Основные пути совершенствования механизмов поддержки безработных. 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.73

ЛИТЕРАТУРА .76

Выдержка:

Введение:

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы. Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. В-третьих, политика правительства в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель рынка труда. В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики. Наконец, в-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и так далее.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируются массовые увольнения, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наиболее не защищенные слои населения (инвалиды, «чернобыльцы», «афганцы» и др.).

Оценивая безработицу как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно амортизировать ее негативные последствия, а люди должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

Осуществляемый в РФ в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Изучение безработицы необходимо для определения ее причин, а так же для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально не пригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Глава 3:

Региональную службу занятости населения представляет Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ульяновской области, который включает в себя Ульяновский городской центр занятости, 2 межрайонных центра занятости (Димитровградский и Барышский) и 19 районных центров занятости.

Организация работы центров занятости строится на принципах неукоснительного соблюдения требований Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Технологии, а также других нормативно-правовых документов. Подбор подходящей работы ведется с каждым гражданином индивидуально, в соответствии с его желаниями и имеющимися вакансиями.

Имея на руках всю необходимую документацию, предусмотренную законодательством, гражданин регистрируется в службе занятости в качестве ищущего работу, где на него заполняется карточка персонального учета со всеми данными в ПК «Катарсис». Инспектор центра занятости интенсивно работает с гражданином, особенно в первые 10 дней. За этот период времени ему предлагается (из имеющихся вакансий) не менее двух вариантов подходящей работы. Кроме того, инспектор предлагает гражданину план самостоятельного поиска работы, убеждая его в том, что искать работу надо ежедневно. Если вариантов подходящей работы нет, решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней /2/.

В дальнейшем безработные граждане посещают службу занятости не реже одного раза в две недели, хотя самостоятельно продолжает искать себе работу по плану поиска, по объявлениям в газетах, с помощью знакомых или непосредственно обращаясь на предприятия. Если же в центре занятости за это время появилась подходящая для зарегистрированного безработного вакансия, инспектор приглашает к себе гражданина и направляет его на данную вакансию. В случае трудоустройства в КПУ безработного вносятся данные, в какую организацию, по какой специальности и с какого числа принят на работу гражданин, а также номер приказа по предприятию. После этого гражданин снимается с учета в качестве безработного, а его карточка закрывается и сдается в архив. Если безработному не удается найти работу по специальности, инспектор может предложить ему обучение, переобучение, либо повышение квалификации.

В 2002 году в службу занятости области впервые по вопросам трудоустройства обратились 68400 человек, в том числе 24263 учащихся, желающих работать в свободное от учебы время. 81984 человек обратились за консультациями. В числе граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства: женщины – 25562 чел. (57,9%); жители г. Ульяновска – 25124 чел. (56,9%); жители других городов и районов области – 18993 чел. (43,1%).

Из общего числа граждан, обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства, были трудоустроены 25540 человек, или 57,9% от обратившихся (в 2001 году были трудоустроены 21877 человек, или 52,1% от числа обратившихся). Кроме того, были трудоустроены 24095 учащихся учебных заведений, желающих работать в свободное от учебы время. Большую помощь обращающимся гражданам в поиске работы оказывает экспресс-служба, которая была создана по опыту Санкт-Петербурга при Ульяновском городском центре занятости еще в 1998 году. В истекшем году экспресс-трудоустройство расширило свою деятельность и работало по следующим направлениям:

Заключение:

Проблема безработицы на данном этапе развития нашего общества является одной из самых актуальных, а по численности – самой масштабной. Статистические данные говорят сами за себя: уровень официально зарегистрированной безработицы постоянно растет, а уровень скрытой безработицы в 5-10 раз выше.

Решение данной проблемы уже сегодня является приоритетным направлением государственной политики. В начале мая 2000г. была принята программа «Программа по борьбе с бедностью», одним из основных направлений которой является обеспечение занятости и оплаты труда не менее прожиточного минимума. В данной программе будут задействованы фактически все министерства и ведомства.

В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

во-первых решение данной проблемы лежит в трех направлениях: социальном, экономическом и юридическом (законодательном). И только постоянное взаимодействие всех трех направлений даст положительные результаты.

В юридическом плане необходимо разработать законы, указы и постановления как на национальном уровне, так и местном, а также создать законы стимулирующие создание новых мест, в том числе для незащищенных слоев населения, которые будут пополняться из числа безработных.

Разработать краткосрочные и длительные программы по поддержке безработных, помощи в трудоустройстве, профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке.

Определить социальную направленность всех принимаемых указов и законов.

В экономическом плане направить средства необходимые на помощь в создании безработными собственного дела, выделение беспроцентных кредитов или гарантов (без возврата) на организацию самозанятости.

Создавать налоговые и другие экономические льготы для предприятий, создающих новые рабочие места.

Применять санкции к предприятиям, которые сокращают персонал без согласования с профсоюзами и органами местной власти, особенно если увольнения касаются социально уязвимых слоев населения (инвалиды, пенсионеры).

Более активно использовать труд безработных на оплачиваемых общественных работах по уборке территорий, озеленению улиц, благоустройству города и так далее.

Пособия по безработице должны выделяться адресно и только особо нуждающимся, и за счет этого можно будет увеличить размер пособия до прожиточного минимума.

В социальном плане деятельность должна быть направлена на смягчение последствий и как более скорого нахождения работы для безработного. Кроме того осуществлять профилактику снижения роста числа безработных,

путем профессиональной ориентации и работы с учащимися выпускных классов школ, лицеев, гимназий.

Расширять универсальность знаний с одновременным освоением нескольких родственных специальностей в профессиональных и высших учебных заведениях.

Похожие работы на данную тему