Участие государства в гражданских правоотношениях

Название работы: Участие государства в гражданских правоотношениях

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

70 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 5

1.1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА 5

1.2. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 7

1.3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ИХ СООТНОШЕНИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ 10

1.5. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ 16

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 18

2.1. ОТНОШЕНИЯ, РЕГУЛИРУЕМЫЕ ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ 18

2.2. ОСОБЕННОСТИ РЫНОЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 22

2.3. О СВОБОДЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 33

3. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ГОСУДАРСТВОМ 39

3.1. РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ 39

3.2. РАЗВИТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ 46

3.3. ПРАВОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ДОГОВОРОВ 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

Выдержка:

Введение:

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Деятельность государства, принятие и реализация зако-нов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с поло-жениями политико-правовой теории. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естест-венное право. В другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представ-ление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном» виде, но сохранилось.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их со-блюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принуди-тельную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем уста-новления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятель-ности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей, определе-ние оснований и пределов публичного вмешательства в нее. Принятые в последние годы за-коны и иные правовые акты значительно усиливают роль государства в становлении рыноч-ной экономики. С учетом конституционного устройства Российского государства и функ-ционирования частной, государственной и муниципальной собственности на средства произ-водства и предметы труда можно выделить общее государственное воздействие на предпри-нимательскую деятельность, осуществляемое независимо от форм собственности, и особен-ное (особое), когда государство выступает как собственник своего имущества.

С точки зрения содержания общий государственный контроль в сфере предпринима-тельства можно подразделить на требования: в области стандартов, ценового регулирования, официального статистического и бухгалтерского учета, свободы хозяйственной деятельно-сти. Сюда же относится предварительный контроль за образованием субъектов предприни-мательской деятельности. Положения об общем государственном контроле так или иначе обозначены в Конституции Российской Федерации.

Глава 3:

К субъектам относятся: физические лица (регистрационный учет граждан по месту пребывания или месту жительства; учет миграционного процесса граждан; учет численности населения, проживающего на определенной территории; правовое положение иностранных граждан; военный учет граждан (военнообязанных); криминалистический учет граждан по описаниям признаков внешности, по фото-, видео-, компьютерным изображениям, по отпе-чаткам пальцев рук (дактилоскопическая регистрация), по судимости, способам совершения преступлений, по кодам генотипа, изотопному содержанию тканей организма и т.д.

Субъекты предпринимательской деятельности - юридические лица и индивидуальные предприниматели (правоспособность у обеих категорий возникает с момента государствен-ной регистрации - п.1 ст.23, п.3. ст.49, ст.51 ГК РФ). У юридического лица правоспособность прекращается в момент завершения его ликвидации (п.8 ст.63 ГК РФ). Правоспособность индивидуального предпринимателя прекращается, если он подает заявление об аннулирова-нии регистрации и выданного ему свидетельства или с момента вынесения судом решения о его несостоятельности (банкротстве). И его регистрация в качестве индивидуального пред-принимателя утрачивает силу.

2. Классификация по объектам:

К объектам государственной регистрации относятся: специальные права (появляются у правообладателя после регистрационных отношений. Например, выдача лицензий на совер-шение конкретного вида деятельности); права собственности и другие вещные права на не-движимое и движимое имущество (ст.130, 131 ГК РФ). Требуется обязательная регистрация права на недвижимое имущество. Движимое имущество подлежит регистрации только в слу-чае, предусмотренном законом (п.2 ст.130 ГК, Федеральный закон "Об оружии" от 13 декаб-ря 1996 года N 150-ФЗ (в редакции от 26 июля 2001 года N 103-ФЗ, от 8 августа 2001 года N 133-ФЗ) , Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ (в редакции федеральных законов от 26 ноября 1998 года N 182-ФЗ, от 8 июля 1999 года N 139-ФЗ) , Постановление Правительства РФ "О государственной регистрации автомототранс-портных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" от 12 августа 1994 года N 938 (в редакции Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 года N 866) и т. д.; акты гражданского состояния (рождение, смерть, заключение и растор-жение брака, установление отцовства, усыновление и т.д. (Семейный кодекс РФ, Федераль-ный закон "Об актах гражданского состояния" от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 октября 2001 года N 138-ФЗ); исключительные права (патенты, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования); нормативно-правовые ак-ты (с 15 мая 1992 года введена обязательная государственная регистрация нормативных ак-тов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интере-сы граждан или носящих межведомственный характер, в Министерстве юстиции РФ); опас-ные химические вещества (во исполнение требований ст.12-14 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическ ом благополучии населения" и положений Закона РФ "Об охране окру-жающей среды" Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора была утверждена Инструкция о порядке государственной регистрации потенциально опасных хи-мических и биологических веществ от 25 мая 1993 года N 01-19/22-22 ; домашние животные (собаки, принадлежащие гражданам, предприятиям и учреждениям и организациям, подле-жат обязательной регистрации и ежегодной перерегистрации). При регистрации владельцу животного выдается регистрационное свидетельство (п.1.5 "Временных правил содержания собак и кошек", утвержденных Постановлением Правительства г. Москвы от 8 февраля 1994 года N 101 ); радиоэлектронные средства связи (Федеральный закон "О связи" от 16 февраля 1995 года N 15-ФЗ (в редакции федеральных законов от 6 января 1999 года N 8-ФЗ, от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ) и иные объекты.

Заключение:

Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обуслов-лены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.

Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к исто-рическому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб права и госу-дарства будет удовлетворять научному подходу и служить практике государственного пра-вового строительства.

Еще два – три десятилетия назад политическая система России развивалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. Ее основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не извечно, они опять исчезнут с построением бес-классового коммунистического общества.

Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных теоретических положений (догм) , забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодея-тельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной теори-ей, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России является теория ци-вилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе реального социализма открылась воз-можность формирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собствен-ность и в целом движения к более высокой ступени прогрессе свободы.

Негативное отношение к государству и неправовым законам, от него исходящим, мо-жет иметь место только там, где законодательство и государство характеризуются отрица-тельно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие) потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль госу-дарственно-правового механизма.

В современном российском гражданском праве вопросы государственной регистрации приобретают все большее практическое значение. Можно выделить целый блок правовых норм, устанавливающих необходимость государственной регистрации тех или иных юриди-ческих фактов, а также порядок ее осуществления.

Анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что гражданско-правовая регистрация имеет особенности в зависимости от того, что регистрируется: субъек-ты гражданских прав, объекты гражданских прав, гражданские права, сделки и другие юри-дические факты.

В нашей стране необходимость государственной регистрации организаций, сопровож-давшейся требованием представить соответствующее разрешение, устанавливалась еще в дореволюционном законодательстве. В настоящее время регистрации подлежат юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юри-дического лица (индивидуальные предприниматели).

Аналогичные требования действуют практически во всем мире. Так, государственная регистрация обязательна для любых уставных торговых товариществ: в странах романо-германской системы права - для акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответ-ственностью, в странах англо-американского права - для компаний и корпораций.

Российское законодательство, как и законодательство некоторых других стран, преду-сматривает специальную регистрацию граждан - физических лиц, занимающихся предпри-нимательской деятельностью без образования юридического лица. При этом практическое значение регистрации состоит в том, что гражданин имеет право заниматься предпринима-тельской деятельностью только с момента регистрации в качестве предпринимателя.

Гражданский кодекс РФ не предусматривает регистрации объектов гражданских прав, а устанавливает требование о регистрации прав на них. Так, в ст.131 ГК РФ, которая называет-ся "Государственная регистрация недвижимости", речь идет о регистрации прав на недви-жимость и сделок с ней. В пункте 2 данной статьи лишь упоминается о специальной регист-рации или учете отдельных видов недвижимого имущества.

Похожие работы на данную тему