Налог на доходы с физических лиц

Название работы: Налог на доходы с физических лиц

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Налоги

Страниц:

92 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 5

1.1. СТАТУС НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ 5

1.2. СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОХОДЫ И ЕГО МЕСТО В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ 19

1.3. ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 32

2. ОПЫТ РАБОТЫ ИНСПЕКЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ УСТИНОВСКОГО РАЙОНА Г.ИЖЕВСКА 47

2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСПЕКЦИИ 47

2.2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ЧИСЛЕННОСТЬ 50

2.3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИМНС УСТИНОВСКОГО РАЙОНА ЗА 2000 Г. 57

3. ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ 65

3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ 65

3.2. НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92

Выдержка:

Введение:

В статье 57 Конституции Российской Федерации написано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Практически все рос-сийские граждане (а в ряде случаев и иностранные), получающие доходы, уп-лачивают налог на эти доходы. До 1 января 2002 года он назывался подоход-ным налогом.

В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2001 г. N 118-ФЗ с 1 января 2002 года введена в действие глава 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Одновременно утратил силу Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подо-ходном налоге с физических лиц".

При этом изменилось не только название налога. С 1 января 2002 года из-менились также порядок определения налогооблагаемого дохода, правила ис-числения и удержания налога, определение даты получения дохода. Значитель-но снизились ставки налога, изменились размеры налоговых вычетов, отменены некоторые ранее действовавшие льготы и установлены новые.

Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных эле-ментов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства.

В нашей стране налог на доходы физических лиц занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть насе-ления, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12-13%.

В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

Налог на доходы связан с потреблением (принимаем, что доход, направ-ленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокра-щать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективно-стью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы та-кие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое пере-распределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщи-ков от налогообложения, поэтому тема дипломной работы представляется важ-ной и актуальной.

В рамках данной работы поставлена цель рассмотреть особенности взима-ния налога на доходы физических лиц, изменения в налоговом законодательст-ве России за последние несколько лет, относящемся к налогу на доходы и раз-работка предложений по совершенствованию взимания налога. В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:

 изучение сущности налога на доходы физических лиц;

 изучение истории развития подоходного налога;

 анализ налога на доходы физических лиц в России;

 определение основных направлений решения проблем налогообложения.

Информационной базой исследования является законодательство РФ в об-ласти налогообложения, труды отечественных и зарубежных исследователей-экономистов, статистическая информация.

Глава 3:

Сейчас государство является грабителем граждан, а должно бы быть парт-нером. Насилие должно быть заменено на добровольное сотрудничество. Все иные подходы этически являются лишь обоснованием грабежа, а в стратегиче-ском плане не имеют никакой перспективы.

Это ключевой тезис. Все остальные в значительной степени являются следствиями или применением основного тезиса к различным частным аспек-там и ситуациям.

СЕЙЧАС: По факту жизни не существует никаких ограничений на но-менклатуру, базу и величину устанавливаемых государством налогов, на вели-чину пени и штрафов и пр. Считается, что если за написанный кем то текст проголосовало достаточное количество депутатов, а потом этот текст подписал Президент, то это и есть Закон. Само словосочетание «законотворческая дея-тельность» подчеркивает, что наши законы порождаются силой ума отдельных «творцов», и вообще никак не обязаны быть связаны с обычаями, традициями и взаимоотношениями существующего общества.

Это все та же звездная научно-техническая болезнь, когда горстка «твор-цов» (пусть даже прошедших процедуру выборов) - естественно, «во благо на-рода» - считает себя вправе диктовать этому народу, как ему следует жить, прикрывая это задачами построения светлого (коммунистического, демократи-ческого, рыночного - «ненужное зачеркнуть») будущего.

Возвращаясь к налогам, - государство в целом сейчас может установить любые налоги и на что угодно. Если (например, из-за всеобщего помешательст-ва) депутаты проголосуют, а Президент подпишет 100% (или 200%) налог с оборота, то в рамках нынешней правовой системы - каким бы идиотизмом это не казалось конкретному налогоплательщику или всем им вместе - соответст-вующий текст будет «Законом». Не существует ни конституционных, ни даже культурных ограничений на подобного рода деятельность государства.

ДОЛЖНО БЫ БЫТЬ: Имея ввиду нынешнюю ситуацию, идеальное реше-ние - внести поправку в Конституцию (или принять Конституционный Закон), который бы ограничил нынешний налоговый беспредел, а именно, - установил легко считаемый «налоговый предел».

Другими словами, если сумма налогов, сборов и любых иных обязатель-ных по законодательству платежей в любые бюджеты и/или государственные фонды, предприятия и пр. превышает некоторый легко считаемый порог, фик-сируемый, например, в процентах от нормальной добавленной стоимости (база - все поступления на счет юридического лица минус все платежи другим рос-сийским юридическим лицам), то налоги, сборы и пр. должны уменьшаться до величины этого порога.

Сам этот порог также должен быть зафиксирован в Конституции (или ука-занном в Конституционном Законе) с тем, чтобы если какие-либо законы и иные нормативные акты будут содержать положения, явно или неявно проти-воречащие «налоговому пределу», действовали нормы о налоговом пределе.

Наконец, чтобы стимулировать развитие экономики и постепенное сниже-ние налогового бремени, можно было бы установить, что указанный выше «На-логовый предел» может быть уменьшен Законом, Указом Президента или По-становлением Правительства РФ. Но увеличение налогового предела, в том числе и после его уменьшения в указанном выше порядке, может быть осуще-ствлено исключительно и только в порядке, предусмотренном для внесения по-правок в Конституцию РФ.

Заключение:

Подоходный налог с физических лиц является одним из основополагаю-щих составных элементов общей налоговой системы. В теории, данный налог должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенные доли своего дохода в данной стране.

В теории, подоходный налог должен быть налогом на совокупный доход. На практике, невозможно создать систему, при которой физические лица за-полняют декларации по доходам, полученным из всех источников, и платят единый налог. Тем не менее, возможно создать такую систему, которая обеспе-чат приемлемое приближение к налогу на совокупный доход без организацион-ных трудностей по заполнению индивидуальных деклараций. Например, налог может удерживаться из зарплаты в соответствие с установленными шедулями. В дополнение, возможно создать единую ставку налога на другие виды плате-жей, такие как процентный доход, дивиденды, другие платежи и компенсации. Благодаря подобным схемам удержаний можно приблизиться к налогу на сово-купный доход, при условии, что эти схемы будут простыми, а ставки единооб-разными.

Несмотря на все усилия по упрощению схемы подоходного налога, здесь существуют как концептуальные, так и практические сложности. Одной из та-ких сложностей является определение полной оплаты труда работника с вклю-чением дополнительных выплат и выгод, осуществляемых работодателем в пользу своих сотрудников. Данные выплаты и выгоды должны подлежать нало-гообложению как часть совокупного дохода, поскольку они являются состав-ной частью зарплаты. Тем не менее, подобные дополнительные выгоды трудно определить и измерить. Кроме того, состав тех, кто должен платить налог с за-работной платы, во многом зависит от определения для налоговых целей поня-тия сотрудника - получателя таких выгод. Это определение достаточно сложно вывести и соблюдать. Кроме того, в случае если совокупное налогообложение слишком высоко, налогоплательщики могут стремиться к уменьшению его об-щей суммы за счет изменения соотношения выплат по подоходному налогу и по социальным налогам, взимаемых с сотрудников. Наконец, налогообложение иностранных источников дохода физических лиц-резидентов может быть чрез-вычайно сложным и обременительным в административном отношении делом. Все эти проблемы могут частично решаться путем создания простых и про-зрачных правил, которым легко следовать и исполнение которых легко осуще-ствить в организационном плане. Усложнить эту схему можно будет по мере совершенствования экономики и приобретения опыта налогоплательщиками и налоговыми органами. Такой подход позволит стране использовать подоход-ный налог уже на ранних этапах переходного периода, что заложит основу про-грессивного источника налоговых поступлений, важность которого будет расти после возобновления экономического роста.

Похожие работы на данную тему