Социальный туризм: международная практика, региональные особенности, перспективы развития

Название работы: Социальный туризм: международная практика, региональные особенности, перспективы развития

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Туризм

Страниц:

113 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА 7

1.1. ЭССЕ ПО ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА 7

1.2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА 10

1.3. МЕТОДОЛОГИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА 19

2. ГЕОГРАФИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА 25

2.1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В МИРЕ 25

2.2. СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В ЕВРОПЕ 25

2.3. ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ 31

3. МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА 38

3.1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА НА РАЗНЫХ ИЕРАРХИЧЕСКИХ УРОВНЯХ 38

3.2. ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА 42

3.3. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 47

4. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ 48

4.1. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ 48

4.2. ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА 58

4.3. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ81

ПРИЛОЖЕНИЕ

Выдержка:

Введение:

Проблема, рассматриваемая в данной дипломной работе, многогранна, внутри нее можно выделить ряд проблем, требующих изучения и решения:

 изучение особенностей социального туризма;

 разработка практических рекомендаций по развитию социального туризма;

 изучение концепций международного опыта в социальном туризме.

Актуальность темы: Туризм вошел в ХXI век и стал глубоким социаль-ным и политическим явлением, значимо влияющим на мироустройство и эко-номику многих стран и целых регионов. Туристские потоки на рубеже века достигли 630 млн. туристских прибытий. Туризм стал выгодной и высокодо-ходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефте-, газодобывающей и перерабатывающей промышленностью. Произошла трансформация традиций, обычаев и становление международного и нацио-нального туристского права. Туризм, как доходная отрасль экономики, стал оказывать влияние на политику государств. Мировой опыт и практика эконо-мической, социальной и политической стабильности развитых стран подтвер-ждают факт: географическое положение государства, его природно-климатические ресурсы и достопримечательности становятся всеобщим благом лишь средствами туризма.

В принятом в 1996 году Законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" впервые туризм признан приоритетным направлением экономики, а социальный туризм - как путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

Новизной дипломной работы является то, что рынок социального туриз-ма, предоставляемого в России в период «развитого социализма», в настоящее время практически полностью разрушен. Теоретической разработки ведения социального туризма в России в последнее время не было сделано. Изучение практического опыта, наработанного в российском туристическом бизнесе так же мало возможно, так как ведущие туроператоры, в основном, применяют мо-дели западного маркетинга.

В ходе выявления и отбора публикаций по теме дипломной работы при-шлось столкнуться с проблемой нехватки теоретической литературы и не изу-ченности данного вопроса в российской библиографии. Большинство научных исследований заимствованы из иностранных источников. Это связано не только с неподготовленностью российских теоретиков в области социального туризма, но и с отсталостью туристической области в России от мировых стандартов. Многие концепции, применяемые за рубежом уже многие десятилетия, в Рос-сии вводятся только сейчас.

Глава 4:

Казалось бы, осуществляя крупнейшую после 1992 г. реформу финансиро-вания СКК, Правительство должно было бы заранее сориентировать и руково-дителей СКК, и работодателей, и работников самих фондов на новый порядок работы. Между тем, еще в декабре 2000 г. (когда проект Закона уже был подго-товлен и направлен в Государственную Думу) заместитель председателя Феде-рального ФСС В.В. Линник, выступая на большом совещании руководителей СКК в Сочи, говорил о порядке приобретения фондами путевок, о критериях проведения тендерного отбора и прочем, но ни слова о планируемой реформе.

И совсем уже непонятно выглядит пауза в 2,5 месяца (с 12 февраля до 21 апреля 2001 г.) на закупку путевок, когда вышло Постановление Правительства РФ № 309, утверждающее «Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение». Длительное отсутствие данного По-ложения не оставило времени руководителям санаторно-курортных организа-ций и работодателям выработать новые механизмы сотрудничества и фактиче-ски сорвало летний курортный сезон. Такого спада отдыхающих Сочинский курорт (да и другие) не видел уже последние 8-10 лет. В мае средняя заполняе-мость санаториев была ниже 60% емкости, в июне — не достигла 70%, в сере-дине июля оставалась в среднем на уровне 80%.

В результате, на счетах ФСС за 1-2 кварталы скопились огромные средства для оздоровления трудящихся, имеются трудящиеся, желающие оздоравливать-ся, и большой выбор санаторных путевок для оздоровления. Все условия есть, нет только самого оздоровления [36, с. 78].

Внимательное рассмотрение политики Правительства в этой сфере застав-ляет утверждать, что и дальнейшие нормативные шаги будут делаться в том же направлении. В заявлении Правительства и ЦБ РФ «Об экономической полити-ке на 2002 г. и некоторых аспектах стратегии на среднесрочную перспективу» предполагается дальнейшее сокращение взносов на страхование — с 39,5 до 35,6% от фонда заработной платы и расширение дополнительных социальных услуг (в т.ч. и санаторно-курортных) на платной основе.

Подготовительный проект Федерального Закона «Об обязательном меди-ко-социальном страховании в РФ», рассматриваемый сейчас в Государственной Думе, предусматривает слияние двух фондов — ФСС и обязательного меди-цинского страхования (ОМС) и перераспределение средств в пользу медицин-ского страхования. Такую логику можно понять, если учесть, что Федеральная Программа государственных гарантий обеспечения граждан медицинской по-мощью имеет финансовое покрытие по разным оценкам на 45—65%.

Следовательно, наблюдается последовательная реализация стратегии на свертывание государственной поддержки СКК.

В связи с этим остро возникает вопрос о путях дальнейшего существова-ния и развития санаторно-курортной отрасли.

Прежде всего, можно предположить разделение СКК на две части: собст-венно санаторную и курортную, имея в виду разное функционирование санато-риев, оказывающих медицинские услуги в системе здравоохранения и курорт-ных организаций, занимающихся предоставлением услуг курортного отдыха на морских, речных, озерных, горных и прочих курортах.

В первой группе часть санаториев найдут свое место в системе обязатель-ного медицинского страхования, осуществляя санаторный этап медицинской реабилитации больных с тяжелой патологией (инфаркты, инсульты), некоторый детский контингент и пр. В этом случае санаторные путевки будут финансиро-ваться фондами ОМС и выделяться органам здравоохранения для решения дан-ной задачи.

Другая часть санаториев сможет функционировать как лечебные учрежде-ния за счет средств ДМС и, возможно, прямых средств предприятий. Поскольку объем средств по этим источникам будет невелик, останется значительная группа существующих ныне курортных медицинских организаций, по разным причинам не сумевших вписаться в первые две группы.

Эти организации (санатории, пансионаты с лечением) будут вынуждены ориентироваться на частного потребителя, приобретающего курортные услуги за полную стоимость.

В отдаленной (и не очень) перспективе это будет, видимо, главным на-правлением развития курортных организаций. В таком случае СКО будут пред-лагать минимальный по стоимости пакет базовых услуг с большим и разнооб-разным перечнем дополнительных услуг. Оптимальное соотношение объемов услуг — 40:60 [22, с. 241].

Наконец, ввиду такого резкого перехода от государственной поддержки к жесткой рыночной конкуренции, часть СКО вынуждена будет уйти с рынка, как это уже было в период первой реформы 1992 г., и перепрофилироваться в общежития, гостиницы, офисные, складские помещения.

Безусловно, выделение таких групп не означает, что здравницы, отнесен-ные к одной из них, будут использовать только один канал сбыта. Речь идет о преимущественной ориентации СКО по одному из направлений, используя другие как дополнительные. Скажем, развитие преимущественно реабилитаци-онного направления для кардиологических больных потребует соответствую-щей специализации лечебно-диагностической базы и особой подготовки меди-цинского персонала. Однако, это не мешает здравнице использовать и другие пути реализации своих услуг: через ДМС, индивидуальным потребителям и пр.

Заключение:

Итак, резюмируя, приходим к выводу, что социальный туризм - это тот вид туризма, который создает возможность использовать туризм максимальному большинству населения страны. Основными формами социального туризма традиционно называют следующие: детский туризм , семейный туризм, туризм для инвалидов, для пожилых ( пенсионеров), спортивный туризм .

Отличительными особенностями указанного вида туризма являются такие, как:

 доступность почти всем категориям населения; благодаря чего создаются условия для интеграции населения и стабилизации положения в обществе;

 активизируется туристская деятельность в стране благодаря возникнове-нию массовости его использования, и на этой основе происходит рост в создании рабочих мест;

 благодаря использованию туризма и его возможностей происходит оздо-ровление общества и в нравственном, и в физическом смысле;

 активизируются возможности для установления диалога культур и проис-ходит актуализация общечеловеческих и национальных ценностей.

Похожие работы на данную тему