Особенности методики преподавания информатики

Название работы: Особенности методики преподавания информатики

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

91 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ПО ЭКОНОМИКЕ И КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ 6

2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ 17

2.1. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 17

2.2. ЭЛЕМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 23

2.3. ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 28

3. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ 33

3.1. НЕОБХОДИМОСТЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ В ИНФОРМАТИКЕ 33

3.2. ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 47

4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 59

4.1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП 59

4.2. КОММУНИКАЦИЯ КАК СПОСОБ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗНАНИЙ 64

4.3. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91

Выдержка:

Введение:

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.

Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, осо-бенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирова-ние, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществ-ляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:

 активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов,

 интеграцию информационных технологий с научными, производственны-ми, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, ин-теллектуализацию трудовой деятельности;

 высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Применение открытых информационных систем, рассчитанных на исполь-зование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации об-щества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходя-щие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно–технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды со-циума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

Глава 4:

Можно соглашаться или нет с метафорой «преподаватель-тренер», но оче-видно одно – деятельность преподавателя в таком контексте знания и комму-никации становится другой, она ближе к управленческой: уметь хорошо орга-низовать деятельность других людей. Понятно, что применительно к учебному процессу эти другие люди – студенты, занимающиеся конструированием сво-его знания.

Тогда возникает прагматичный вопрос: что необходимо преподавателю для успешной реализации этой новой функции?

Одну из версий ответа предлагают Д.Бар и Р.Таг, утверждая, что “препо-даватели – это, прежде всего, «дизайнеры» методов обучения и учебной сре-ды”.

Очевидно, что распределение ролей между преподавателем и студентами как между организатором и участниками многосторонней коммуникации, ста-вит преподавателя перед проблемой точного выбора способа организации коммуникации. Его ответственность меняет свою направленность: если прежде преподаватель отвечал за точный подбор содержания и лишь потом за способ его передачи, то теперь для него основной задачей становится выбор методов, с помощью которых его студенты будут осваивать содержание.

Метод, с помощью которого организуется односторонняя коммуникация, хорошо известен. Это лекция. Однако на сегодняшний день известен целый ряд приемов, которые позволяют и в лекции переходить от односторонней комму-никации к многосторонней. Так, Питер Дж.Фредерик рассматривает восемь ва-риантов чтения лекции, в которых рассматривает способы организации много-сторонней коммуникации. Если преподавателю предстоит выбрать способы ор-ганизации коммуникации, то он выбирает между двумя крайними точками – способами, обеспечивающими одностороннюю коммуникацию, и способами, обеспечивающими многостороннюю коммуникацию. Две крайние точки, кото-рые обеспечивают «чистые» виды коммуникации, и множество точек между ними, определяющих направленность к тому или другому типу коммуникации.

Опираясь на результаты исследований ряда авторов (Бонвелл Ч., Коэн Р., Ренегар С.), рассмотрим три фактора, влияющие на выбор преподавателем ме-тодов организации коммуникации – опыт преподавателя, цели курса, опыт сту-дентов. При этом мы будем использовать понятие континуума, как непрерыв-ности каждого из обозначенных факторов: континуум уровня опыта препода-вателя, континуум целей курса, континуум опыта студентов.

Заключение:

Из анализа прочитанной литературы и опыта использования компьютеров в реальном учебном процессе, можно сделать вывод, что в условиях НИТ появ-ляются новые возможности для развития:

 социальной и познавательной активности учащихся: имеется в виду уро-вень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;

 компетентности учащегося: имеется в виду его самостоятельность, ин-формационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способ-ности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный резуль-тат, ответственность, социальная независимость;

Способности к самореализации: в частности, стремление к реализации знаний в программных продуктах, в познавательной внеучебной деятельности, успешность реализации, удовлетворенность результатами деятельности; гар-моничной индивидуальности, соотношение практического и вербального ин-теллекта, эмоциональная стабильность, соотношение гуманитарных интересов и информационных потребностей, активности учащегося и его компетентно-сти. НИТ детерминирует специальную педагогическую деятельность, обеспе-чивающую создание условий для развития интеллектуальной активности, гиб-кого открытого мышления, способности к коллективной деятельности, для воспитания ответственности за принимаемые решения.

Применение в обучении компьютерной техники поможет сделать препо-давание более эффективным.

Сейчас, когда идет повсеместное внедрение средств новых информацион-ных технологий в высшую школу и образовательный процесс вообще, остро ощущается нехватка программных средств. Для усиления эффективности этого процесса необходимо наличие развитого и многоцелевого программного обес-печения, на основе которого будут строится новые подходы к обучению с при-менением СНИТ. Актуальность этого вопроса продиктована самой ситуацией на рынке программного обеспечения, когда есть люди готовые и стремящиеся внедрять новые программно-методические разработки, новые формы и методы обучения на практике, а несбалансированность российского рынка прикладно-го обеспечения не позволяет использовать целиком богатый потенциал, зало-женный в СНИТ.

Похожие работы на данную тему