Социальная работа с молодежью по подготовке к материнству и отцовству как профилактика социальных проблем. Система тренинговых упражнений

Название работы: Социальная работа с молодежью по подготовке к материнству и отцовству как профилактика социальных проблем. Система тренинговых упражнений

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

65 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение. 2

Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с молодежью по подготовке к материнству и отцовству как профилактика социальных проблем. 6

1.1. Социально-демографическая характеристика молодежи 6

1.2. Готовность молодых юношей и девушек к созданию семьи, материнству и отцовству. 21

Глава 2. Практическое исследование готовности молодых родителей к материнству и отцовству. 28

2.1. Организация исследования. 28

2.2. Результаты исследования и их обсуждение. 34

2.3. Выводы. 42

Глава 3. Рекомендации по проведению социальной работы с молодёжью по подготовке к материнству и отцовству как профилактика социальных проблем. 45

3.1. Технология социальной работы с молодёжью по подготовке к материнству и отцовству как профилактика социальных проблем. 45

3.2. Программа формирования психологической готовности к материнству 47

3.3. Система тренинговых упражнений, направленных на формирование и развитие чувства родительской любви «Семь шагов» 50

Заключение. 60

Список литературы. 62

Приложения. 65

Выдержка:

Введение:

Тема дипломной работы «Социальная работа с молодежью по подготовке к материнству и отцовству» является очень актуальной на сегодняшний день.

В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам

В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Молодежь в целом как особая возрастная социальная группа определяется возрастными границами от 16 до 30 лет. Этот период достаточно широк, но позволяет охватить все признаки молодежной социальной группы. Возрастные характеристики не главный признак молодежи, а фундаментальный. На этом признаке базируются другие интересующие нас признаки - социальные.

За этот период молодой человек проходит несколько этапов социализации. Он оканчивает школу, другие специальные учебные заведения, выбирает профессию, начинает работать, покидает родительскую семью, начинает жить самостоятельно, создает свою семью, сам становится родителем и другое. Этот период жизни очень насыщен изменениями, сменой социальных ролей, а потому и нестабильностью. В условиях нестабильности молодой человек становится более уязвим влияниям социальных патологий.

Семейная политика всех цивилизованных государств своей приоритетной задачей считает укрепление института семьи. Однако в современных системах воспитания и образования большинства стран практически отсутствует специальная подготовка к браку и выполнению супружеских обязанностей. Молодые люди вступают в брак, находясь во власти сентиментальных, романтических представлений, не зная правил и закономерностей супружеской жизни. Многие из них потом довольно быстро расходятся.

Глава 3:

Процедура: три добровольца выбирают для себя коммуникативный стиль родительского поведения из четырех возможных; желательно, чтобы выбранный стиль был новым и непривычным для участника. Коммуникативные стили представлены следующими вариантами:

• Соглашатель — такой родитель всегда согласен с ребенком;

• Обвинитель — постоянно упрекает ребенка и провоцирует конф¬ликты;

• Вычислитель — рассудительный, спокойный и собранный роди¬тель, не воспринимает эмоций;

• Путаник — родитель, предъявляющий к ребенку требования, кото¬рые не имеют отношения к сути дела и только сбивают его с толку. Выбранные стили проигрываются участниками в рамках задан¬ной руководителем темы, затем обсуждаются результаты.

6. Шестой шаг — «Идентификация сценариев» нацелен на осозна¬ние своих родительских чувств, их влияния на ребенка и побуждает к переменам, направленным на дальнейшее развитие чувства родитель¬ской любви. Данный шаг содержит два упражнения: «Причинно-след¬ственное проектирование» и «Заключение контракта».

Упражнение «Причинно-следственное проектирование» выполня¬ется в течение 1 часа.

Процедура: участники разделяются на группы из 4-5 человек и задумываются над вопросами:

• Что такое родительская любовь?

• Какая родительская любовь у меня?

• Если она и дальше будет такой, как это отразится на моем ребен¬ке в будущем?

• Что скажет о мое й родительской любви повзрослевший ребенок?

В пределах группы участники делятся ответами на вопросы.

Для упражнения «Заключение контракта» понадобится 1 час или более.

Материалы: бумага и карандаш.

Инструкция: напишите на бумаге ваши ответы на следующие BOIII-росы:

• Что бы вы хотели изменить в своей родительской любви?

• Что надо сделать, чтобы ее изменить?

• Как вы сами и ваш ребенок поймете, что эта цель достигнута?

• Какие у вас есть способы саботировать работу над собой? Данный шаг предполагает осознание родителями своих родитель¬ских чувств.

7. Седьмой шаг — заключительная лекция может быть посвящена обсуждению общих результатов причинно-следственного проектиро¬вания и заключения контракта. Кроме того, она может содержать до¬полнительную информацию на темы, связанные с полученными ре¬зультатами.

Последовательная «система семи шагов» учитывает особенности психологического содержания и развития родительской любви и мо¬жет быть эффективной при формировании и развитии этого чувства.

Заключение:

Материнство и отцовство является базовым жиз¬ненным предназначением, важным состоянием и значительной со¬циально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические по¬следствия имеют непреходящее значение. То, от чего оно зависит и как можно вмешиваться в процесс формирования родительства представляет собой значимую социально-психологичес¬кую проблему. Характер родительства отражается на качестве потом¬ства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно утверждать, что будущее общества — это сегодняшнее состояние ро¬дительства.

К сожалению, на данный момент мы не имеем четкого определе¬ния понятия «родительство». Изучению семьи как воспитательного института посвящено большое количество исследований — как в оте¬чественной психологической науке, так и за рубежом. В научных тру¬дах раскрыты различные функции семьи, оценена роль родителей в воспитании ребенка, исследованы взаимоотношения детей и роди¬телей, выявлены стили и стратегии семейного воспитания, а также многое другое, имеющее отношение к феномену семьи. При очень большом научном интересе к развитию детей в семье самим родите¬лям уделяется намного меньше внимания. А для того чтобы наиболее полно владеть объективной информацией о развитии семьи и иметь возможность эффективно вести ее психологическое сопровождение, необходимо изучать институт семьи не только со стороны ребенка, но и со стороны родителей.

Общая картина семейного воспитания и всей жизни в семье во многом определяется тем, как молодые люди представляют себе родительство еще до того, как они реально стали родителями.

Данная дипломная работа является одной из попыток восполнить имеющийся пробел. В ней рассмотрены теоретические основы формирования родительства, понятие молодежи как социальной группы, обоснована необходимость проведения социальной работы с молодежью по подготовке к материнству и отцовству и предложены конкретные методики и технологии социальной работы.

Для достижения цели дипломной работы нами было опрошено 20 молодых семей, в которых оба родителя младше 30 лет и есть дети разного возраста, другие критерии для исследования не играли определенной роли.

Гипотеза исследования о том, что неготовность молодых родителей к материнству и отцовству выражается в плохом уровне развития детско-родительских отношений, при этом прослеживаются социальные нарушения, которые сказываются на взаимоотношениях внутри семьи, - полностью подтвердилась.

Похожие работы на данную тему