Коррекция дизартрических проявлений у детей школьного возраста с детским церебральным параличом

Название работы: Коррекция дизартрических проявлений у детей школьного возраста с детским церебральным параличом

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

150 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение.3 – 6

Глава 1. Современные теоретические подходы к проблеме дизартрических проявлений у детей школьного возраста с детским церебральным параличом.

1.1. Исторический аспект научно–исследовательских направлений в области изучения дизартрических проявлений у детей с детским церебральным параличом .7 – 12

1.2. Характеристика речевых нарушений у детей школьного возраста с детским церебральным параличом . 13 – 21

1.3. Дизартрия при различных формах ДЦП . 22 – 33

Глава 2. Экспериментальное изучение дизартрических проявлений у детей школьного возраста с детским церебральным параличом.

2.1. Описание методов исследования детей школьного возраста с детским церебральным параличом. 34 – 36

2.2. Анализ результатов исследования дизартрических проявлений у детей школьного возраста с детским церебральным параличом . 36 – 104

Глава 3. Коррекция дизартрических проявлений у детей школьного возраста с детским церебральным параличом.

3.1. Содержание коррекционной программы .105 – 127

3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента .127 – 129

Заключение .130 – 132

Библиографический список.133 – 135

Приложение.136 – 153

Выдержка:

Введение:

Вопросы коррекции дизартрии, являющейся фактором, способствующим тяжелой инвалидизации детей с детским церебральным параличом, остаются актуальными, что обусловлено распространенностью данного заболевания, длительностью не всегда эффективного лечения, трудностями реабилитации и социальной адаптации больных.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного и спинного мозга (от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и при родах) и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы (ЦНС) за функционированием мышц.

По данным Госкомитета РФ на начало 2002 года на учёте в России состояли 658,1 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Каждый десятый ребёнок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. В структуре заболеваемости детей до 14 лет болезни опорно-двигательного аппарата составляли в 1990 г. 91,7 тыс. случаев, в 1995 году-547 тыс., а в 2001 г.-741 тыс. случаев (50).

Термин «детский церебральный паралич» объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологии тонуса, парезами. К основному симптому ДЦП, двигательным расстройствам, также присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и другие. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации тяжести поражения мозга. Дефекты речи могут быть обусловлены характером заболевания, а именно органическим поражением ЦНС (дизартрии различного типа, дисграфии разной этиологии, моторная и сенсорная алалия и так далее). Наряду с повреждением определенных мозговых систем существенную роль в генезе речевых расстройств у этих детей играет вторичное недоразвитие или более позднее формирование тех отделов коры головного мозга, чрезвычайно важных для речевой функции, которые наиболее усиленно развиваются в постнатальном онтогенезе (премоторно-лобная, теменно-височная области).

Глава 3:

При разработке коррекционной программы, мы опирались на результаты анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и на результаты констатирующего эксперимента. Нами была предложена коррекционная программа, осуществлению которой способствовало внедрение и соблюдение принципов, которые легли в основу логопедического воздействия:

1). Принцип взаимосвязи речи и других психических процессов (Л.С.Выготский, Р.Е.Левина, А.А.Леонтьев, В.И.Лубовский, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн) – предполагает использование в коррекционно-логопедическом процессе для формирования языковых и логических обобщений воздействие на те или иные психические процессы, способствующие нормализации анализаторной, аналитико-синтетической, регуляторной деятельности, активизацию средств чувственного и эмоционального познания.

2). Принцип использования сохранных психических процессов и сохранных анализаторных систем как опоры при обучении (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, В.И.Лубовский) – предполагает развитие направлений приспособительной деятельности сохранных процессов и анализаторов с целью не замещения нарушенного процесса, а постепенного его формирования и интериоризации: (разработка и применение методических пособий, приёмов, учитывающих степень экстериоризации).

3). Принцип деятельностного подхода (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) – предполагает организацию логопедического воздействия не как простую тренировку умений и навыков, а как целостную, осмысленную деятельность учащихся, органически вписывающуюся в систему их повседневных жизненных отношений:

- учёт ведущей деятельности в младшем школьном возрасте (учебной);

- опора на сохранные формы деятельности (собственная деятельность по усвоению материала на доступном уровне с последующим переводом на более высокий уровень деятельности);

- использование продуктивных видов деятельности.

4). Принцип поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений речи (Л.С.Выготкий, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин)-предполагает в построении коррекционно-логопедического воздействия учёт:

- особенностей формирования в онтогенезе пространственного гнозиса и отражение его компонентов в языковых операциях (пространственный гнозис имеет сложную синкретическую структуру и, как любая способность, складывается поэтапно);

- постепенного усложнения форм и функций речи, видов речевой деятельности;

- структуры речевого дефекта;

- постепенного усложнения характера задач речевого материала;

- постепенного перехода на уровень осознанного отношения к речевой действительности (формальная сторона речи становится предметом осознанных произвольных действий, в результате которых осознаётся символическое отношение между языковым знаком и значением и формируется функциональное использование этих знаков).

Заключение:

1. В результате изучения теоретической литерутуры (медицинской, психолого-педагогической, психолингвистической, нейропсихологической) по проблеме исследования мы выяснили, что детский церебральный паралич (ДЦП) – это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного и спинного мозга (от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и при родах) и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы (ЦНС) за функционированием мышц. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологии тонуса, парезами. К основному симптому ДЦП, двигательным расстройствам, также присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и другие. У детей с церебральным параличом выделяют различные формы речевых нарушений. Они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП - дизартрия. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при которой расстраивается двигательный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарешение звукопроизносительной стороны речи и просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической характеристик речи), а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Речевые расстройства при ДЦП могут быть обусловлены нарушением иннервации речедвигательного аппарата (гиперкинетическая, ригидная, спастическая, атактическая, мозжечковая форма дизартрии), оральной диспраксией, речевыми дискинезиями и диспраксией (дисфазией). . В настоящее время ее значение для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы (ЦНС) в раннем детском возрасте становится все более обычным явлением.

Похожие работы на данную тему