Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения

Название работы: Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

71 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение

I. Теоретико-методологические основы экологического воспитания в теории и практике педагогики

1.1. Ключевые моменты экологического воспитания в начальной школе

1.2. Ретроспективный анализ проблемы экологического воспитания

1.3. Направления совершенствования экологического воспитания

Выводы по первой главе

II. Психолого-педагогические условия и организация процесса экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения

2.1. Методические направления экологического воспитания младших школьников, используемые на уроках природоведения

2.2. Место экологических игр среди методов экологического образования

2.3. Формы и методы экологического воспитания младших школьников на уроках «Природоведения» на примере экспериментального исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Библиография

Выдержка:

Введение:

На современном этапе традиционное взаимодействие с природой представляет для человека экологическую проблему. Решение данной проблемы видится в бережном отношении к природе, и именно младший школьный возраст представляет собой идеальный период, когда экологические знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Экологическое образование и воспитание учащихся сегод¬ня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям научно-педагогических иссле¬дований [2, 99]. Изменение экологических условий на планете вследствие дисгармонического взаимодействия общества и приро¬ды, развития многоплановой деятельности в области природообразования обусловило возникновение многочисленных социально-экологических проблем, одна из которых - под¬готовка экологически грамотного учителя, способного профессионально решать задачи экологического образования и воспитания, потому что независимо от возраста и рода заня¬тий только экологически образованный человек готов к ре¬шению сложных задач по сохранению, обеспечению гармо¬нии социальной и природной среды.

Объектом исследования является процесс экологического воспитания школьников младших классов. Предметом исследования выступают методы экологического воспитания учащихся младших классов.

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что экологическое образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ори¬ентаций, нравственно-этических и эстетических отноше¬ний, обеспечивающих экологическую ответственность лич¬ности за состояние и улучшение социоприродной среды. Широкое внедрение в учебные планы и программы учебных заведений учебных дисциплин экологического цикла повышает уровень экологической грамотности всех социально-профессиональных групп.

Глава 2:

Анализируя данную анкету, можно сделать следующий вывод:

дети недостаточно экологически грамотны. Если с первым вопросом ребята справились относительно хорошо (они знают, за счет чего пополняются запасы пресной подземной воды), то третий вопрос вызвал у них большие раздумья, которые не привели к высоким результатам. Только 4 человека дали интересные версии: деревья укрепляют берега, на реку попадает много

пыли. Мысли же остальных были неверны.

Второй вопрос не вызвал особых затруднений, в четвертом вопросе

правильно назвали полезное ископаемое только 2 человека, но и они разошлись во мнениях по вопросу о том, влияет ли его добыча на природу. Остальных же смутило то, что это полезное ископаемое состоит из остатков растений.

В пятом вопросе одни считают, что водоемы надо очищать, другие считают, что их не надо загрязнять, а один школьник категорично заявил, что водоемы останутся чистыми, если их от всего и от всех охранять.

В целом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что дети недостаточно знакомы с экологическими взаимосвязями в природе. Они не знают, что из чего состоит, какое влияние на природу

оказывает добыча полезных ископаемых. Но у младших школьников есть стремление защищать природу, делать для нее то, что

они уже знают и умеют. Поэтому в дальнейшей работе необходимо придерживаться следующего:

1. Раскрывать детям экологические связи, взаимосвязи в

экосистемах.

2. Учить их поведению в природе, правилам, которые следует выполнять.

3. Воспитывать любовь к природе, умение и желание помочь

ей.

Для решения поставленных задач в экспериментальном классе было проведено 5 уроков. Ниже приведены темы уроков и экологические, природоохранительные вопросы, которые на них рассматривались.

I. Тема: «Почва и ее состав».

На этом уроке детям были даны сведения о том, за сколько лет образуется 1 см почвы и за сколько лет его можно выветрить и смыть. Ребята задавали вопросы, обсуждали факты, им предложено выполнить домашнее задание на тему «Круговорот веществ в природе».

Заключение:

Формирование чувства гражданской ответственности за сохранение жизни на Земле, как одна из целей экологического образования, представляет собой сложный, длительный процесс. И педагог - главное действующее лицо в воспитании у де¬тей экологической ответственности, культуры взаимоотношений человека с окружающей средой.

Первый важнейший компонент эколого-профессиональ¬ной готовности учителя - это знание и уважение своих вос¬питанников как субъектов воспитания, обучения и разви¬тия, умение вступать c ними в диалог и понимать каждого ребенка, его мысли, чувства.

Второй, не менее важный компонент - понимание интег¬ральной, межпредметной сущности экологического образо¬вания и современных педагогических технологий, творче¬ское использование их в своей работе.

Формирование экологического образования в начальной школе непосредственно связано с решением таких важнейших вопросах, как:

- экологизация содержания образования;

- место начальной школы в системе непрерывного эко¬логического образования;

- модели экологического образования в начальной школе;

- содержание и требования к экологической подготовке младших школьников;

- современные эколого-педагогические технологии эко¬логического образования.

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:

1. Экология - относительно молодая наука, возникшая из потребности человека сохранить природу и самих себя, аспекты изучения которой достаточно обширны. Общество находится перед лицом всемирных экологических проблем, которые требуют немедленного решения.

Похожие работы на данную тему