Нравственное воспитание младших школьников на уроках природоведения

Название работы: Нравственное воспитание младших школьников на уроках природоведения

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

60 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственности учащихся младших классов. 6

1. 1. Содержание и задачи нравственного воспитания. 6

1. 2. Методы нравственного воспитания. .16

1. 3. Связь нравственного и экологического воспитания на уроках природоведения. 24

Выводы по главе 1. 33

Глава 2. Воспитание нравственности учащихся на уроках природоведения (на основе обобщения педагогического опыта). 36

2. 1. Воспитание нравственности на природоведческих экскурсиях. 36

2. 2. Моделирование экологических ситуаций на уроках природоведения…44

Выводы по главе 2.53

Заключение.55

Библиографический список.57

Выдержка:

Введение:

Актуальность

В современных условиях необычайную сложность и важность приобрели вопросы взаимодействия человека и природы. Возрастание общественных потребностей, интенсивное развитие техники усилили, как никогда ранее, степень воздействия человека на природную среду. Непрерывное развитие промышленного производства, связанное с интенсивным использованием природных ресурсов, привело к противоречию – безграничные возможности производства и ограниченные возможности природы. В результате этого серьезными проблемами стали быстрое истощение запасов полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира, загрязнение природной среды, нарушение биогеохимических круговоротов вещества, деградация экосистем.

Мы явились свидетелями массовой гибели лесов, исчезновения видов растений и животных, загрязнения морей, расширения зоны пустынь, засоления почв, изменения климата. Выпадение «кислотных дождей», разрушение озонового слоя, парниковый эффект служат грозным предупреждением о возможности экологической катастрофы.

Нынешнее поколение людей оказалось неподготовленным к решению экологических проблем, поэтому вопросы нравственного отношения людей к природе требуют в настоящее время серьезного рассмотрения.

Важность исследования проблемы нравственного воспитания отмечают Р. И. Александрова, А. В. Смольянов: «То, чем станет природа для человека, каким будет отношение к ней, во многом зависит от общей нравственной позиции личности. Поэтому нравственно-экологическое воспитание предполагает формирование активного морального самосознания, активной жизненной позиции, занимаемой личностью по отношению к природе».

Условия организации нравственно-экологического воспитания выделяют В. А. Блюмкин, Г. Н. Гумницкий, Т. В. Цырлина: «Понимание своеобразия морального отношения к природе является необходимым условием осуществления экологического нравственного воспитания».

Таким образом, проблема нравственного воспитания в современных условиях выживания человечества является весьма актуальной. Учитывая то, что основы целенаправленного формирования нравственного сознания, поведения, отношений учащихся к природе формируются в начальном звене школы, становится необходимым исследование вопросов нравственного воспитания младших школьников.

Актуальность проблемы нравственного воспитания обуславливает выбор темы, нашей выпускной квалификационной работы: «Нравственное воспитание младших школьников на уроках природоведения».

Целью нашего исследования является рассмотрение методов нравственного воспитания на уроках природоведения и применение их на практике. Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс. Предметом исследования является нравственное воспитание младших школьников на уроках природоведения.

Глава 2:

Характерной особенностью комплексной экскурсии является то, что наблюдения сочетаются с практическими работами на местности и чередуются с самостоятельными исследованиями детей.

Для такой экскурсии нужно заранее подобрать удобное место, где можно было бы изучить многие нужные элементы. Чаще всего учителя выбирают крутой берег реки или холм, с которого расширяется кругозор. Продумывается работа на время пути, когда можно отрабатывать умения ориентироваться вправо, влево, вперед, назад. Рекомендуется одной группе учащихся дать задание наблюдать за правой стороной по ходу движения, второй – за левой, а итоги наблюдения подвести на конечном пункте пути.

В тех случаях, когда в проведении экскурсий больших затруднений не встречается, они проводятся перед каждой подтемой при изучении природы своего края. К этим экскурсиям относятся экскурсии по изучению горизонта и линии горизонта, ориентированию, изучению форм поверхностей, водоемов, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Кроме этих экскурсий, проводится выход в природу при изучении темы «Использование и охрана природы».

В процессе изучения природоведения в 4 классе две экскурсии обязательны для всех школ: предварительная – сентябрьская и обобщающая – майская. Поэтому к этим экскурсиям учителю нужно подготовиться основательно и провести их с наибольшей эффективностью и результативностью.

Рассмотрим методику проведения экскурсии по теме «Использование природы и ее охрана», которую целесообразно провести в последнюю неделю учебного года.

Задачи экскурсии. Закрепить изученный материал по разделу «Природа нашего края», показать, как человек использует природу в своей хозяйственной деятельности, обратить внимание детей на состояние природы в окрестностях школы и необходимость ее охраны.

Оборудование: папки с газетной бумагой для гербаризации раннецветущих растений, коробки для коллекций горных пород, баночки для воды.

Ход экскурсии. В классе учитель сообщает детям цель, место и маршрут экскурсии, инструктирует их, как нужно вести себя в пути и на экскурсии, дает задания для наблюдения во время пути.

Одна группа учащихся ведет наблюдения по правой стороне пути, другая – по левой. Дети должны обратить внимание, из какого природного материала изготовлены человеком те или иные изделия и предметы, с которыми они встречались в пути. На месте проведения экскурсии подводятся итоги этих наблюдений.

Работа на экскурсии начинается с наблюдений за солнцем и погодой. Учитель сообщает детям, что погода – это сложное явление природы, оказывающее влияние на другие природные элементы: водоемы, растения, животных. В беседе выявляется, каково влияние погоды на водоемы, на изменение температуры воды по временам года, на изменение растительного и животного мира по временам года.

Заключение:

Проведенное нами исследование показало, что проблема нравственного воспитания учащихся младших классов является актуальной на сегодняшний день. Мы определяем нравственное воспитание как процесс формирования и развития определенных отношений к окружающему, которые отражают общественную мораль, сложившиеся нравственные традиции.

Особое внимание воспитанию нравственности учащихся должно уделяться на уроках природоведения.

Воспитание нравственности на уроках осуществляется посредством следующих форм: конференции, семинары, собеседования, рассматривания и др.

Кроме того, большое значение в начальной школе отводится экскурсиям в природу. Во время экскурсий происходит накопление у младших школьников правильных представлений о природных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических понятий. На экскурсиях учащиеся овладевают многими умениями, прежде всего умением вести наблюдения, анализировать наблюдаемые географические объекты и хозяйственную деятельность людей.

На экскурсиях прослеживается связь экологического и нравственного воспитания.

Педагоги-новаторы, учителя используют в своей работе приемы и методы, которые повышают экологическую грамотность учащихся, активизируют познавательную деятельность. Эти знания впоследствии учащиеся успешно применяют в виде практических умений и навыков на экскурсиях. К таким приемам и методам можно отнести : моделирование, задания экологического характера, игры-драматизации, проблемные ситуации и др.

Похожие работы на данную тему