Совершенствование налоговой системы в Российской Федерации

Название работы: Совершенствование налоговой системы в Российской Федерации

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Налоги

Страниц:

88 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВ И ИХ СТИМУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ 5

1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5

1.2. СТРУКТУРА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ Российской ФЕДЕРАЦИИ 10

1.3 СИСТЕМА НАЛОГОВ, РАССЧИТЫВАЕМЫХ НА БАЗЕ доходов 17

1.3.1 Налог на прибыль 17

1.3.2 Налог на доходы физических лиц 28

1.4 СИСТЕМА НАЛОГОВ, РАССЧИТЫВАЕМЫХ НА БАЗЕ ОБРАЩЕНИЯ и ПОТРЕБЛЕНИЯ 34

1.4.1 Налог на добавленную стоимость 34

1.4.2 Акцизы 42

1.5 ПРОЧИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ 44

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ 46

2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ в России НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ 46

2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО контроля 56

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ 61

3.1. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 61

3.2 МИРОВОЙ ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИИ 64

3.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ 71

3.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННЫХ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ. 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78

ПРИЛОЖЕНИЯ 82

СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 84

Выдержка:

Введение:

Становление рыночной экономики в Российской Федерации оказало непосредственное влияние на налоговую систему России, вызвав измене¬ние как состава, так и ставок, порядка взимания, ответственности за нару¬шение налогового законодательства.

В связи с переходом к рынку резко возросла роль законодательной основы, регулирующей отношения между государством и налогоплатель¬щиком, назначение которой помочь гражданам получить целостное пред¬ставление о значении, функциях и достоинстве действующей налоговой системы, преодолеть возникающие трудности, освоиться с существующим порядком налогообложения. В прежней системе в бюджет изымался прак¬тически весь доход предприятия, оставалась лишь небольшая часть для це¬лей материального стимулирования работников и научно-техническое раз¬витие. Причем, размер этих сумм определяется в директивном порядке. В новых условиях роль налогов повышается: налоговые сборы становятся главным источником формирования бюджета, одним из основных элемен¬тов предпринимательского климата [1,с.5].

Комплексная налоговая система, отвечающая мировым стандартам, в России действует с 01.01.1992 г. За этот период основные черты ее опреде¬лялись, и те изменения и дополнения, которые периодически вносятся, не меняют принципиальных основ системы.

Вместе с тем, если в странах рыночной экономики налоговая система выполняет функции одного из регуляторов экономики, а налоговые служ¬бы осуществляют связь предпринимателя с государством, то в нашей стра¬не законодательный нормы в области налогообложения носят ярко выра¬женный фискальный характер, а налоговые органы основной своей задачей считают поиск нарушителей и их последующее суровое наказание [2,с.78].

Одной из серьезных проблем, порожденный переходным периодом, является проблема построения действенной и наиболее эффективной сис¬темы налогового контроля, посредством которого реализуется контрольная функция налогообложения.

Изъятие государством в пользу общества определенной части вало¬вого внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущ¬ность налога. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других пла¬тежи формируются финансовые ресурсы государства. Процесс формирования этих ресурсов напрямую зависит от эффективности деятельности налоговых служб страны и прежде всего от деятельности налоговых служб на уровне их низших звеньев, которые являются основой осуществления территориального налогового контроля [3,с.ЗО].

Налоговые органы осуществляют первичный учет поступления нало¬говых платежей, заполняют на его основе статистические формы налоге- * вой отчетности и проводят по данным этой отчетности экономико-статистический анализ хода мобилизации средств в бюджеты [4,с.11].

Глава 3:

В США 33 округа, в каждом из которых есть директор по уголовным расследованиям. В районах сформированы 1-2 подразделения состоящие из 5 оперативных групп. В оперативную группу под началом менеджера 12-14 агентов.

Американская налоговая служба максимально компьютеризирована Ка¬ждый американец с семилетнего возраста имеет "номер социального страхова¬ния", Компьютер анализирует сведения, изложенные в налоговых формулярах. Если результат анализа выбивается из усредненных показателей, то налоговая служба начинает пристальнее приглядывается к данному "номеру".

В случае осуществления налогового расследования налоговый агент может воспользоваться услугами платных информаторов, прослушивать телефон подозреваемого, установить наружное или электронное наблюдение, в общем использовать те методы, которые в условиях современной России могут -позволить себе лишь органы госбезопасности, да и то не всегда.

Обычно уголовное расследование оканчивается передачей дела в суд. При этом необходимо предоставить необходимое количество доказа¬тельств, а именно:

- доказательства уклонения от подачи декларации (подделка доку¬ментов);

- налоговая задолженность;

- доказательства умышленного нарушения закона. Эти доказательства собираются в процессе расследования и не обходимы для того, чтобы убедить суд и присяжных в виновности субъекта.

Важной особенностью американского законодательства - является отсутствие принципа призумции невиновности в сфере налогообложе¬ния, то есть налогоплательщик по требованию налоговых органов обя¬зан документально подтвердить законное происхождение всех средств, ко¬торыми он располагает и располагал в прошлом. Всем известна история Аль Кашне севшего в тюрьму не за убийства им совершенные, а за неуплату на¬логов. Но тюремное заключение это уже крайняя мера В США существует целая система штрафов за налоговые нарушения, а тюремное заключение применяется в целях того, чтобы другим не повадно было. Гораздо важнее и дешевле заставить человека добровольно платить налоги [21, с. 32-34].

Изучение зарубежного опыта контроля за налогообложением и пре¬жде всего американского представляется очень важным этапом совершен¬ствования налогового контроля в России, так как данный опыт накоплен¬ный за много лет является неоценимым кладезем мудрости и знаний нало¬говых вопросов, что очень важно для относительно молодой налоговой системы Российской Федерации, которая аккумулировала в себе принципы двух налоговых систем, наиболее характерных для мировой практики - ев¬ропейскую и американскую. Если в американской системе преобладает подоходный принцип налогообложения, то в европейской - обложение оборота в форме налога на добавленную стоимость. Жесткость российской налоговой системы явилась следствием восприятия этого качества от обе¬их указанных систем, поскольку основной целью российской налоговой системы была определена прежде всего ликвидация дефицитности бюдже¬та. Это определялось и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизацию рубля и сокращение бюджетного дефицита [22, с. 20 - 22].

Заключение:

Происходящие в России изменения в области политики и экономики, изменения правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требу¬ет проведения адекватной налоговой политики и построения эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы. Конкретно, нужно пред¬принимать какие-то меры в области налоговой политики для стабилизации экономики. На мой взгляд одной из таких мер которая бы способствовала развитию экономики является отмена по возможности всех налоговых льгот, т.е. расширение налоговой базы за счет ликвидации льгот и одновре¬менное сокращение ставок обложения. Все, что связано сегодня с предос¬тавлением налоговых льгот - вопрос болезненный. И не только потому, что эти льготы не носят систематизированного характера. Очень они носят по существу индивидуальный характер, что ставит налогоплательщиков в ус¬ловия неравно жесткого обложения. Сегодня никто не ведет контроля, а ка¬ковы же потери от этих льгот. Если в других государствах, к примеру в США, в бюджетной классификации есть специальная статья "налоговые расходы», где отражаются суммы, не поступившие в бюджет из-за предос¬тавления налоговых льгот, то мы сегодня не можем даже точно сказать, ка¬кие у нас по этой причине теряются суммы. Но они значительные. Благода¬ря уменьшению льгот можно было бы реально снижать налоговое бремя и понижать налоговые ставки. Есть весьма позитивный опыт. В США в 1986 году президент Рейган провел налоговую реформу. Суть ее заключалась в отмене льгот, а за счет этого появилась возможность снизить ставки. В ре¬зультате американцы получили дополнительные поступления в бюджет, а об¬щая налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков снизи¬лась. Но тем, кто сегодня у нас находится в особых, привилегированных ус¬ловиях, такой вариант представляется нежелательным.

Необходимо обратить внимание на проблемы связанных с матери¬альным обеспечением деятельности налоговых инспекций, а также их со¬трудников. Проблема материального обеспечения является основной про¬блемой почти всех государственных учреждений в нашей стране.

Возникает парадоксальная ситуация, когда организации обеспечиваю¬щие непосредственно поступление средств в бюджет, сами испытывают крайнее затруднение в денежных средствах, необходимых для осуществления контроля за полнотой и своевременностью поступления в бюджет на¬логовых и иных платежей.

Похожие работы на данную тему