Методика организации и проведения внеклассной работы по географии

Название работы: Методика организации и проведения внеклассной работы по географии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

67 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение.3

Глава 1. Формы организации учебно-воспитательного процесса.5

1.1 Психолого-педагогическая сущность понятия формы организации учебно- воспитательного процесса.5

1.2 Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательного процесса.15

Выводы по главе 1.24

Глава 2. Методика организации и проведения внеклассной работы по геогра-фии в основной шко-ле.26

2.1 Система внеклассной работы по географии.26

2.2 Групповая внеклассная работа по географии.42

Выводы по главе 2.59

Заключение.61

Литература.63

Приложения.67

Выдержка:

Введение:

В последние годы школа переживает глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общественной жизни страны. Противоречие между воз-растающим объемам информации и ограниченным сроком обучения вызывает необходимость постоянного совершенствования учебного процесса.

В это время в условиях перестройки социальной и экономической жизни общества наблюдается тенденция развития самостоятельности у детей. Они стремятся сами выбрать форму одежды, музыку, книги, а также организовать свой досуг. Для достижения целей образования и в организации свободного времени учащихся нам может помочь внеклассная работа.

Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятель-ности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые усло-вия для социализации личности ребенка.

Значение внеклассной работы трудно переоценить. Ей присущи большие возможности в осуществлении воспитательных функций. Не будучи ограни-ченной рамками школьной программы и временем урока, учитель может охва-тить многие достижения науки, техники и культуры.

Проведение внеклассной работы позволяет осуществлять индивидуальный подход к более способным или заинтересованным ученикам; решает задачу ос-воения типового учебного оборудования и самооборудования.

Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя географии. Эта организация осу-ществляется таким образом, что творчество и инициатива учащихся выступают на первый план.

Актуальностью внеклассной работы является и то, что она направлена на формирование таких качеств личности, как инициатива, активность, творчест-во, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию. Она ори-ентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию в социальной деятельности школьников в пределах своего края.

Глава 2:

Эстетическое направление во внеклассной работе призвано научить школьников получать наслаждение от общения с природой, любоваться красо-той ландшафтов, испытывать удовлетворение от труда по облагораживанию ан-тропогенных комплексов в пределах своего микрорайона, своего жилища. Это направление способствует развитию художественного вкуса, выражается в соз-дании рисунков, фотографий, их выставок.

Туристско-краеведческое направление особенно привлекает школьников, воспитывает любовь к природе, к родному краю. Это направление связано с ор-ганизацией разных по продолжительности пеших, водных, лыжных походов, экспедиций школьников, турслётов. Особенность этого направления - сочета-ние туризма с краеведческим изучением территории на выбранном маршруте, что требует слаженной работы многих учителей школы под руководством учи-теля географии. Туристско-краеведческая работа связана с изучением геогра-фических объектов непосредственно в природе, на производстве, а также в ходе посещения краеведческих музеев, выставок, находящихся на маршруте похода или экспедиции. Это направление работы ценно тем, что позволяет познако-мить школьников с методами географических исследований, научить вести по-левой дневник, съёмку местности, составлять картосхемы маршрута похода, экскурсии, экспедиции, вести визуальные наблюдения, пользоваться приборами и инструментами для изучения объектов и явления природы. Работа учителя географии по этому направлению требует от него тщательного продумывания всех этапов. Подготовительный этап включает формирование туристских навы-ков у школьников, выбора маршрута, составление программ краеведческого изучения территории, определение цели похода или экспедиции, получения за-дания научного характера от какого-либо учреждения. В ходе проведения по-хода, экспедиции учитель организует работу школьников, следит и помогает выполнять задания исследовательского характера.

Заключительный этап работы требует подведения итогов: оформления от-чётов, обработки собранных материалов и обогащения ими кабинета геогра-фии, школьных краеведческих музеев.

Содержание школьной географии, средства, методы и приёмы обучения обусловливают формы организации обучения.

Организационные формы обучения географии разнообразны и объединяют-ся в две группы: урочные и внеурочные формы обучения предмету. К первой группе относят урок и лекционно-семинарско-зачётную систему обучения, ко-торая развивается в рамках урока. Во вторую группу входят учебные экскур-сии, практикумы, консультации, олимпиады, экзамены, дополнительные заня-тия, общественные смотры знаний, домашняя работа учащихся. Форма органи-зации обучения во многом определяет характер общения как между учителем и учащимися, так и учащихся между собой. По количеству учащихся и по осо-бенностям взаимодействия учителя и учащихся различают фронтальную, инди-видуальную и групповую формы организации учебной деятельности [14; 154].

Соглашаясь с подобным подходом, выделяют следующую классификацию форм внеурочной работы по географии.

Заключение:

Изучив психолого-педагогическую, философскую и методическую литера-туру, опыт работы учителей России и Курганской области, мы пришли к сле-дующим выводам:

1. Значение разнообразных форм внеклассной работы очень велико. Они позволяют привлекать к работе учащихся разного возраста; от-личаются большим разнообразием в выборе содержания, широтой информации, привлечением специалистов из разных областей науки. Способствуют приобщению способных и талантливых школьников к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, вы-полнению творческих работ. Позволяют создать благоприятные усло-вия для развития, самообразования и профессиональной ориентации учащихся. Знакомят школьников с приёмами слушания и конспекти-рования лекций, самостоятельной работой с литературой, проведения экспериментов и наблюдений.

2. Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется её содержание. Форм внеклассной работы огромное количество. Сре-ди них выделяют эпизодические и постоянные. К постоянным фор-мам относятся кружки, секции, конференции, факультативы, научные общества, олимпиады.

3. Развитие географической науки начинается во второй половине XIX века. В это время наибольшую значимость приобретают работы Ушинского К. Д., Семёнова Д. Д. – автора первой хрестоматии по географии. В 20-х годах XX века вышло немало книг по методике краеведения и преподавания экскурсий Шенберга Г. Г., Райкова Б. Е.

4. Раскрыв значение внеклассной работы, мы подтвердили задачи на-шего исследования: если систематически использовать различные формы внеклассной работы, то повышается интерес к предмету, со-вершенствуются знания, умения, навыки.

Похожие работы на данную тему