Договор поставки

Название работы: Договор поставки

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

87 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Сущность договора поставки 5

1.1. Понятие договора поставки 5

1.2. Элементы договора поставки 19

Глава II. Порядок заключения, поставки, изменения и расторжения договора поставки. Ответственность сторон 35

2.1. Порядок заключения договора поставки 35

2.2. Порядок поставки товаров 38

2.3. Ответственность по договору поставки 58

Глава III. Особенности поставки товаров для государственных нужд 66

3.1. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта 66

3.2. Порядок исполнения государственного или муниципального контракта 75

Заключение 80

Список используемых нормативных источников и научной литературы 82

Выдержка:

Введение:

Договор поставки - один из наиболее распространенных видов обязательств, используемых в предпринимательстве. Договор поставки охватывает практически весь товарооборот в хозяйственной деятельности предпринимателей. Заключение этого договора очень удобно как для предприятий (юридических лиц) так и для индивидуальных предпринимателей. Наиболее оптимален договор поставки, к примеру, для регулирования взаимоотношений между производителями товаров и поставщиками сырья, материалов либо комплектующих изделий; между изготовителями товаров и оптовыми организациями, специализирующимися на реализации товаров. Указанные отношения должны отличаться стабильностью и иметь долгосрочный характер. Поэтому в правовом регулировании поставочных отношений преобладающее значение имеют не разовые сделки по передаче партии товаров, а долгосрочные договорные связи.

Договор поставки - хорошо известный российскому правоведению и широко применяемый на практике вид предпринимательских договоров. Посредством этого договора в настоящее время осуществляется значительная часть товарооборота как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами. Ввиду его довольно длительной истории и широкого использования в российском правоведении детально и обстоятельно обсуждались практически все проблемы возникающих договорных связей. Большинство прежних разработок российских юристов могут с успехом использоваться и сегодня. И в настоящее время активно обсуждаются правовые проблемы поставки товаров .

Анализ экономического, хозяйственного оборота сегодняшней России свидетельствует, что, в сущности, наиболее широко применяемым в предпринимательской деятельности договором является договор поставки. Правда, именуется он по-разному. Так, в современной юридической литературе поставку именуют коммерческой сделкой купли-продажи.

Как известно, приступая к составлению договора, следует, предварить его название. Название договора, - например, договор поставки - необходимо для понимания намерения сторон в договоре при совершении сделки. Случается, что по разным мотивам, в названии договора его составители стремятся скрыть, затушевать истинный характер сделки. Как только не называется договор поставки! И договором о совместной деятельности, и договором поручения на оказание услуг, и т.п. Однако на основании правового анализа и толкования представленных договоров, пользуясь методом сравнительного правоведения необходимо прийти к выводу, что по существу договор в, так называемой, коммерции представляет собой ни что иное как договор поставки, отягощенный иногда элементами других договоров.

Глава 3:

Статья 531 ГК РФ содержит в себе нормативные предписания, определяющие правоотношения в тех случаях, когда удовлетворение государственных нужд осуществляется только на основе государственного контракта, т.е. государственный заказчик выступает в двух ролях - в роли собственно государственного заказчика, размещающего заказ по определенным требованиям в соответствии со ст. 527, 528 ГК, и в роли покупателя по договору поставки, который регулируется указанными в статье нормами. При этом не имеет значения то обстоятельство, что отгрузка продукции осуществляется в адрес третьего лица, непосредственного получателя, поскольку он не является стороной по договору и с поставщиком в договорных связях не находится. На такого получателя может быть возложена обязанность только оплаты товара, если это предусмотрено государственным контрактом.

Практические проблемы при реализации этого способа удовлетворения государственных нужд возникают в сфере оплаты поставленной продукции. Если такая оплата не возложена на получателя товара, то она должна производиться государственным заказчиком.

При таких условиях необходимо разрабатывать или находить возможности применения существующих правовых конструкций для удовлетворения интересов поставщика. Очевидно, можно признать удачным предложение о проведении зачета встречных требований: поставщика к государству об оплате поставленной продукции и государства к поставщику-налогоплательщику о взыскании штрафных санкций за несвоевременно уплаченные платежи в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды.

С другой стороны, в случае невыполнения в установленный срок государственного контракта по объему продукции поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 50% стоимости недопоставленной продукции. Неустойка взыскивается до фактического исполнения обязательств с учетом недопоставленного количества продукции в предыдущем периоде поставки. При невыполнении обязательств по государственному контракту кроме уплаты неустойки поставщики возмещают также понесенные покупателем убытки. Продукция, не соответствующая требованиям, указанным в законе, а также некомплектная считается не поставленной.

Поставка для государственных нужд обладает положительными и отрицательными свойствами для поставщика. Одним из негативных последствий поставки на данный момент является проблематичность оплаты поставляемой продукции. Дело в том, что покупатель, нуждающийся в изготавливаемой продукции, на момент поставки может не обладать необходимыми финансовыми средствами для ее оплаты.

Указанная статья призвана установить компромисс интересов покупателя и поставщика. При этом для защиты прав покупателя устанавливается ограничение цены путем ссылки на ранее заключенный государственный контракт. Следовательно, поставщик не вправе повышать цену даже при изменении рыночной ситуации и увеличении себестоимости изготавливаемой продукции. В случае убыточности производства он может получить соответствующие дотации и компенсации. Перекладывать бремя инфляции на покупателя при поставке для государственных нужд поставщик не вправе.

С другой стороны, у поставщика есть вполне законное право на оплату изготовленного товара, и реализация этого права находится в тесной связи с заключенным государственным контрактом. Поэтому законодатель обратился к институту поручительства (§ 5 гл. 23 ГК). Государственный заказчик должен оплатить полностью или частично заказанный и поставленный товар при условии, что покупатель не совершил платеж надлежащим образом. В силу ст. 363 ГК, если в государственном контракте нет указаний на субсидиарную ответственность государственного заказчика, то он несет солидарную ответственность вместе с ненадлежащим плательщиком. Это не означает, что поставщик может сразу же обращаться с требованием платежа к государственному заказчику. Вначале должна быть установлена невозможность исполнения обязанности самим покупателем, а только затем наступает солидарная ответственность государственного заказчика и покупателя продукции.

Заключение:

Таким образом, договор поставки - один из наиболее распространенных в сфере предпринимательской деятельности. Он опосредует возмездное перемещение материальных благ в народном хозяйстве, без которого немыслимо нормальное функционирование экономики.

Согласно ст.506 ГК РФ по договору поставки поставщик обязуется передать в обусловленный срок производимые им товары покупателю для использования их последним в предпринимательских целях. Этот договор, по его легальному определению, является консенсуальным, возмездным и взаимным. Недостатком легального определения можно считать то, что в нем четко не закреплена обязанность покупателя принять и оплатить товар. Хотя, конечно, эта обязанность в принципе предусмотрена ст.516 ГК.

Стороны договора - лица, ведущие предпринимательскую деятельность, т.е. согласно ст.2 ГК коммерческие организации либо граждане - индивидуальные предприниматели. Некоммерческие организации также могут, согласно ст.50 ГК, осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую их уставным целям и необходимую для их достижения. Следовательно, такого рода организация тоже может выступать в качестве поставщика либо покупателя, хотя это и нетипичная ситуация.

Покупателем может выступать и государство. В этом случае оформляется государственный контракт на поставку для государственных нужд.

Предмет договора - как правило, вещи, определенные родовыми признаками. Права покупателя включают право на замену некачественного товара, восполнение недопоставки у других лиц с отнесением на поставщика расходов на их приобретение. Можно сделать вывод, что вещи индивидуально-определенные не могут быть предметом договора, поскольку данная категория объектов гражданских прав в принципе не подлежит замене. Недвижимость, сельскохозяйственная продукция, энергия, имущественные права предметом договора поставки не выступают, так как регулируются другими нормами права

Срок исполнения обязательств по передаче товара и его оплате также устанавливается по соглашению сторон и является существенным условием рассматриваемого договора.

Форма договора - письменная, которая на практике оформляется, как правило, подписанием и составлением сторонами одного документа. Содержание договора составляют обязательства сторон (поставщика - передать товар покупателю со всеми необходимыми принадлежностями и документами в согласованном количестве, ассортименте и комплекте, установленного качества, свободным от прав третьих лиц, в надлежащей упаковке и (или) таре, а покупателя - принять товар и оплатить его).

При заключении договора поставки с зарубежными партнерами (даже из стран СНГ), необходимо указать применимое право и обговорить место рассмотрения споров, в случае их возникновения (например, Арбитражный суд г.Москва).

Одним из проблемных вопросов договора поставки является его правовое регулирование. По-прежнему действуют ряд постановлений, инструкций, разъяснений Госарбитража СССР, принятые еще в 60-70 годы прошлого столетия. Несмотря на то, что названные акты применяются на практике со значительными ограничениями, невозможна их полная отмена, т.к. последняя породила бы проблему неурегулированности определенных правоотношений, возникающих из договора поставки. С другой стороны, данные документы принимались совершенно в иной экономической ситуации, и жизненно необходимо их обновление. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо принятие актов, которые бы заменили устаревшее законодательство. Данные акты могут быть, например, приняты Пленумом Высшего арбитражного Суда РФ, Правительством РФ.

Похожие работы на данную тему