Развитие интереса к математике у учащихся 5-7 классов

Название работы: Развитие интереса к математике у учащихся 5-7 классов

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

70 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение. 2

Глава 1. Психолого-педагогическое и информационно-технологическое обоснование курса 6

1.1. Формирование познавательного интереса к математике. 6

1.2. Возможные проблемы в целенаправленном развитии интереса к математике. 18

Глава 2. Математическая теория, стандарты, структурный анализ школьных учебников 30

2.1. Обоснование необходимости анализа. 30

2.2. Анализ школьных учебников по математике, утвержденных на 2006/2007 год 32

Глава 3. Методика развития интереса к математике у учащихся 5-7 классов 42

3.1. Содержание факультатива. 42

3.2. Пояснительная записка 43

3.3. Математическое планирование 46

Заключение. 58

Библиография 61

Приложение 66

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы дипломного исследования «Развитие интереса к математике у учащихся 5-7 классов» определяется тем, что образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приёмов решения этих задач.

Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершен¬ствовать математическую подготовку подрастающего поколения.

Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с математикой.

С начала и до конца обучения в школе математика неизменно помогает ученику вырабатывать правильные понятия и глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В то же время математика способствует развитию школьников.

Принципиальным положением организации школьного математического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения. Это означает, что, осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом достижение уровня обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной работе. В то же время, каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться этим уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом этапе становится важным пробуждение интереса к изучению математики.

Вызванный у школьников интерес к отдельным заданиям, к математике служит стимулом для их участия в олимпиадах, турнирах по математике, в математических викторинах, в выпуске математических газет и т.п. Происходит и обратное влияние: участие в различных математических соревнованиях, в занятиях спецкурса, на которых предлагаются занимательные упражнения, могут возбудить интерес к самой математике.

Нестандартные методы и схемы подачи материала всемерно способствуют удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. Развитие интереса к математике является важнейшей целью учителя.

Глава 3:

Предмет: Математика

Класс: 5 класс

Название курса: Дроби

Название темы: Обыкновенные дроби

Роль и место данной темы в курсе: С изучением обыкновенных дробей, у учащихся формируются начальные математические знания, умение и навыки, связанные с дробями и их свойствами. Поэтому, особенно важно привить интерес учащихся к данному курсу с самого начала.

Основные вопросы темы:

Тема призвана ответить на следующие основные вопросы:

1.1. Что такое доли?

1.2. Что такое дробь?

1.3. Понятие о дроби в виде частного

1.4. Понятие правильной и неправильной дроби

1.5. Каким образом записать дробь в виде частного?

Перечень уроков по данной теме:

• Первый урок: «Доли»

• Второй урок: «Понятие о дроби»

• Третий урок: «Дробь как частное от деления натуральных чисел»

• Четвертый урок: «Правильные и неправильные дроби»

• Пятый урок: «Целая и дробная часть неправильной дроби»

Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках:

Для полного освоения темы: «Обыкновенные дроби» учащиеся должны знать следующий материал:

1) Натуральные числа и нуль

2) Сложение и вычитание натуральных чисел

3) Умножение и деление натуральных чисел

4) Делимость натуральных чисел

5) Периметр прямоугольника и квадрата

6) Площадь прямоугольника и квадрата

7) Числовые и буквенные выражения

8) Окружность и круг

Перечень вопросов, изучаемых в данной теме

1. Что называется долей?

2. Что называют половиной, четвертью, восьмушкой?

3. Что называется дробью?

4. Что показывают знаменатель и числитель дроби?

5. Как читают дробь?

6. Какие дроби называют обыкновенные дроби?

7. Как записывают дробь в виде частного?

8. Что показывает дробная черта?

9. Какая дробь называется правильной, неправильной?

10. Как узнать, что дробь меньше, больше или равна 1?

11. Что такое смешанное число?

12. Как обратить неправильную дробь в смешанное число?

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, Интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств.

При разработке уроков были использованы стандартные программы средства операционной системы Windows, такие как MS Power Point для создания и использования презентаций на уроках, а также MS Word и MS Paint для создания домашних заданий учащихся. Данные уроки разработаны таким образом, чтобы можно было применить различные средства обучения: компьютеры, диапроектор, печатные средства обучения.

Использование компьютера при подготовке учителя уроку

Заключение:

Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют сделать следующие выводы.

1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования установлено, что, поскольку основной задачей школы в настоящее время является развитие личности ученика, то одной из важных задач процесса обучения математике в основной школе является целенаправленное воспитание у учащихся интереса к предмету.

2. При всем обилии литературы (учебников, справочников, дидактических материалов) учителю приходится готовить материал к уроку, собирая его из разных источников;

3. Уроки, развивающие интерес к математике в 5-7 классах, не предусмотрены учебными программами ни математики, ни спецпредметов, поэтому почасовую разбивку в тематическом плане можно считать «плавающей» или отнимать время из часов повторения;

4. Новизна некоторых понятий требует от учителя определенного мастерства, а зачастую, и получения новых знаний;

5. Украсить преподавание школьного курса математики могли бы помочь современные компьютерные технологии, которыми владеют далеко не все учителя, да и имеющаяся в школе база бедна.

Современная педагогика видит три цели математического образования. Первая - общеобразовательная. Без математики невозможно понять ряд других предметов, нельзя продолжить образование в вузе по многим специальностям. Кроме того, ядро математического знания давно стало общечеловеческой культурной ценностью.

Вторая цель – прикладная. Школьник, как правило, еще не знает, чем он будет заниматься, поэтому у учителя остается одна реальная возможность – научить детей принципам математического моделирования каких-либо (не так уж важно каких) реальных процессов.

Третья цель – воспитательная. Математика развивает логическое, пространственное и алгоритмическое мышление; формирует такие качества, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость; учит ценить красоту мысли.. Я думаю, что основным моментом воспитательной функции математического образования служит приучение учащихся к полноценности аргументации.

Очевидно, что сама математика (вследствие ее универсальности), теоретическое знание «практичнее» любых рецептов. Вспомним В. В. Маяковского: «Человек, впервые сформулировавший, что «два и два – четыре»,- великий математик, если даже он получил эту истину из складывания двух окурков с двумя окурками. Все дальнейшие люди, хотя бы они складывали неизмеримо большие вещи, например, паровоз с паровозом, - не математики».

Похожие работы на данную тему