Введение:
Анализ количественных и качественных показателей результатов приватизации за период 1993-2003 гг. позволяет сделать вывод о том, что к 2003 г. был фактически завершен основной этап реформ, направленных на изменение экономического базиса страны. Совершился переход от экономики с доминирующей государственной собственностью к экономике, построенной на преобладании собственности частной 1.
Переход к рыночным отношениям связан с принятием нового законодательства, в том числе и законодательства о приватизации.
Процесс приватизации имеет место во всех субъектах РФ, в том числе и в Ульяновской области, то есть носит характер повсеместного явления, имеющего специфические особенности в том или ином субъекте РФ. Нормы Конституции РФ признают право субъектов РФ принимать собственное законодательство, в том числе регулирующее приватизацию государственного имущества 2.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод об актуальности выбранной темы.
Актуальность исследования состоит во множестве причин:
1) Приватизация в Российской Федераций - это самая масштабная реформа современной истории России. Этот процесс не остается бесследным ни в одной области общественных отношений. Приватизация влияет на экономику, социальное положение населения, на трудовые отношения.
2) Приватизация - важнейший шаг в переходе от командной экономики к рыночным отношениям, так как приватизация - это процесс перераспределения государственной собственности
¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬
1 Состояние российской экономики в 2003 году// «Анализ нроцессо» приватизации государственной собственности в РФ за период 1993-2003 годы» Счетная Палата (экепертно-аналитическое мероприятие) http://rusref.nm.ru/priv3 5 .htm.
2 п.2 ст.5 Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.//Российская газета.- 1993 . 25 декабря..
3) Наличие в собственности недвижимости - один из основных элементов материального благополучия гражданина. Бесплатная приватизация жилья стала для многих граждан единственным шансом приобрести жилье в собственность
4) Приватизация жилья официально заканчивается в январе 2010, так как далеко не все граждане успели воспользоваться своим правом. В этой связи наиболее актуально подробное рассмотрение процесса приватизации жилищного фонда.
Глава 3:
В соответствии с Конституцией РФ и Уставом Ульяновской области к полномочиям Ульяновской области относится владение, пользование и распоряжение государственной собственностью Ульяновской области(п.7 ст.6).
Согласно п.6 ст.27 Устава Ульяновской области Правительство Ульяновской области управляет и распоряжается государственной собственностью Ульяновской области в соответствии с законами Ульяновской области, а также федеральной собственностью, переданной в управление Ульяновской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Управление областным имуществом осуществляет Комитет по управлению государственным имуществом Ульяновской Области.
Комитет ведет собственный реестр имущества, осуществляет полномочия, схожие с полномочиями Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом.
Основными направлениями при осуществлении приватизации областного имущества в 2005 году являлись:
а) оптимизация структуры собственности Ульяновской области путем приватизации части государственного имущества;
б) своевременное и полное поступление в областной бюджет всех запланированных доходов от приватизации;
в) получение дополнительных доходов в областной бюджет за счет продажи ликвидного имущества способами, обеспечивающими максимальные денежные поступления;
г) приватизация предприятий одновременно с земельными участками, на которых они расположены, в соответствии с п.7 ст. З Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодексаРоссийской Федерации", в целях повышения инвестиционной привлекательности предприятий и дополнительных доходов в бюджет 1.
Приоритетными способами приватизации областного имущества в 2005 году являлись:
1) преобразование областных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с сохранением в областной собственности 100% акций;
2) продажа пакетов акций открытых акционерных обществ на аукционах и конкурсах.
Состав предлагаемых к продаже в 2005 году областных пакетов акций, обеспечивающих основные поступления доходов областного бюджета от приватизации, должен определяться исходя из инвестиционного спроса и потребности формирования доходной части бюджета в 2005 году 2.
В соответствии с Уставом города Ульяновска к полномочиям мэрии г. Ульяновска относится передача в собственность граждан муниципального жилого фонда в порядке, установленном законодательством (пп.20п.1ст.37) 3. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются муниципальными нормативными правовыми актами, принимаемыми Городской Думой в соответствии с федеральными законами.
Управлением муниципальным имуществом осуществляет Комитет по управлению городским имуществом.
Заключение:
Подводя итоги исследования можно сделать вывод, что приватизация-это сложный и противоречивый процесс. Задуманная как панацея, избавление от командной экономики, приватизация стала инструментом разграбления государственного имущества, и образования олигархической прослой общества, в руках которых сосредоточилась большая часть национальных богатств.
В главе I мы дали общую характеристику процесса приватизации. Подводя итого первой главы, можно сделать вывод, что провал приватизации произошел по причине неумелого подхода государства к процессу приватизации. Долгое время в законодательстве РФ не было четкого, хорошо сформулированного определения приватизации. Само законодательство не регулировало ряд важных вопросов, а действия государства были неумелыми.
Все эти факторы повлияли на неутешительные итоги приватизации, которая подходит к концу.
Что касается государственного и муниципального регулирования приватизации жилых и нежилых помещений. Рассмотрев государственные органы, участвующие в приватизации мы еще раз убедились насколько многогранен этот процесс. Кроме органов, ответственных за управление государственным имуществом в приватизации могут принимать не только государственные органы, но и муниципальные органы власти.
При рассмотрении вопроса регулирования процесса приватизации в Ульяновской области большое внимание было уделено приватизации жилых помещений. Были рассмотрены некоторые проблемы в данной области, пути их разрешения, особое внимание уделено недостаткам государственного регулирования процесса приватизации.
Хотелось бы обратить особое внимание на ситуацию в г. Ульяновске. На данный момент, пока не решено, будет ли продлена приватизация жилищного фонда необходимо четко проставить вопрос о совершенствовании
деятельности некоторых государственных и муниципальных органов.
Возможно проблема заключается в том, что муниципальные органы имеют право самостоятельно регулировать процесс приватизации муниципального имущества. Во многом это трактуется не верно, и муниципальные органы г.Ульяновска позволяют принимать решения, противоречащие федеральному законодательству. Не прослеживается единство и системность в их действиях. Создается впечатление, что муниципальные органы не готовы самостоятельно регулировать процесс приватизации на должном уровне. Необходим контроль и помощь со стороны государства. Тем самым не будет ограничиваться самостоятельность муниципальных образований, так как в управление муниципальным имуществом государство вмешиваться не будет, а будет лишь создана единая система требований по приватизации, чтобы не было разногласий местных решений и федеральных законов.