Введение:
Изменения, происходящие во всех областях развития современного общества, затронули и сферу профессиональной деятельности человека. И это меняет и усложняет как профессиональную деятельность в целом, так и большинство ее конкретных видов.
Важным направлением происходящих изменений является изменение отношения к своему труду. «Труд как повинность, хотя и декларированный как «свободный и желанный», постепенно начинает осознаваться значительной частью общества объективно и трезво – в качестве средства, которое дает равно такую отдачу, насколько хорошо (или плохо) это средство будет использовано». В результате такого переосмысления многие представители наиболее квалифицированных видов профессиональной деятельности приходят к необходимости изыскания средств для повышения эффективности своего труда. Одним из них как раз и является знание психологических закономерностей.
Все руководители хотят добиться высокой эффективности труда. Существует много литературы по управлению персоналом и как достигнуть высокой эффективности трудовой деятельности.
Один из главных пунктов достижения успеха межличностные и групповые взаимодействия. Но на данный аспект руководители организаций мало акцентируют внимание, в связи с тем, что он недостаточно в большом объеме освещен в литературе. А ведь данные взаимодействия играют важную роль в управлении персоналом и в достижении эффективности труда. Известно, что отчасти процветание на предприятии зависит, как складываются взаимоотношения в коллективе. Если в коллективе будет благоприятный климат, то есть дружески доверительные или деловые отношения, то на предприятии не будет большой текучести кадров, которая приводит к большой затрате денег и времени, для обучения новых сотрудников.
Глава 3:
1.Изучая должностные инструкции, инструкции по технике безопасности, технологические регламенты, отчеты и сводки по производительности труда и качестве труда, мы пришли к выводу, что профессия менеджера относится к профессиям типа «человек-человек – работа с кадрами, подбор и расстановка кадров, взаимодействие с кадрами, и «человек-знак» – организационно-методическое обеспечение процедуры отбора (программы отбора, владение основными методическими приемами, составление должностных инструкций на основе профессиограммы, проведение и интерпретация результатов по психологическому отбору). На основании изученных документов и бесед с экспертами и специалистами нами было составлено краткое описание профессии менеджера.
Описательная характеристика профессии менеджера.
В обязанности менеджера по персоналу входит – ознакомление с организацией, характеристика, условия найма, оплаты труда, ознакомление с должностными обязанностями. Представление руководителю, организация экскурсии по рабочим местам, разъяснение условий работы, ознакомление с функциями рабочего. Организация обучения, повышения квалификации, введение в коллектив, работа по оформлению личного дела работника. Хорошее знание специфики своей работы, знания и умения применять профессионально - психологические технологии, его способность понимать цели, осуществлять их практическое достижение, обеспечивать качество подбора персонала. Менеджер должен владеть в совершенстве психологической техникой отбора и подбора, методическими приемами, осуществлять постоянный целевой контроль за своей профессиональной деятельностью. Он несет ответственность за качество отбора, свой профессиональный рост и развитие. При разработке программ он должен анализировать степень их готовности к применению, проводить диагностику и т.д. Менеджер должен быть центрирован на клиенте, проявлять искренность и конкретность коммуникации. Взаимоотношения строятся на искренности, безоценочности, эмпатии. Должен присутствовать постоянный поиск новых, более эффективных форм и методов отбора. Менеджер должен обладать высоким уровнем культуры, стремиться выработать свой индивидуальный стиль деятельности, быть креативным, развивать свой личностный потенциал. Деятельность менеджера связана с высокой ответственностью за качество и достоверность информации.
Заключение:
В ходе нашей работы были рассмотрены психологические аспекты изучения профессиональной деятельности. Нами были раскрыты такие понятия, как профессия, профессиография как метод анализа и описания трудовой деятельности. Были описаны основания выявления профессионально-важных качеств. Также нами было рассмотрено значение терминальных ценностей и удовлетворенности трудом в профессиональной деятельности. Изучена специфика психологического отбора и его значение для деятельности организации.
Целью нашей работы было определение взаимосвязей между профессионально-важными качествами, терминальными ценностями, удовлетворенностью трудом и успешностью профессиональной деятельности.
На основании изученной литературы мы подобрали соответствующие методики.
В результате проведенной работы была подтверждена гипотеза о том, что существует комплекс индивидуально-личностных особенностей, способствующих успешной профессиональной деятельности, которые называют профессионально-важными качествами.
Проведенный корреляционный анализ позволил выделить прямые значимые связи между индивидуально-личностными особенностями (свойствами и отношениями личности) и успешностью профессиональной деятельности менеджеров, что позволило выделить следующие профессионально-важные качества менеджеров: