Индивидуальный стиль общения преподавателя как фактор становления будущего специалиста

Название работы: Индивидуальный стиль общения преподавателя как фактор становления будущего специалиста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

166 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЯ

ОБЩЕНИЯ 8

1.1 Педагогическая деятельность и условия ее эффективности в работах отечественных психологов 8

1.2 Педагогическое общение: функции, структура, содержание 14

1.3 Стиль педагогического общения как целостное образование личности

и его важнейшие детерминанты 20

1.4 Стили педагогического общения в отечественной психологии 43

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ И

ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА 60

2.1. Постановка проблемы и организация исследования 60

2.2. Анализ опытно-экспериментальных данных по изучению

индивидуального стиля общения у студентов педагогического вуза 71

2.3. Влияние индивидуального стиля общения на становление будущего

специалиста 88

2.4. Программа развития индивидуального стиля педагогического общения на этапе обучения студента в педагогическом вузе 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100

ЛИТЕРАТУРА 106

ПРИЛОЖЕНИЕ 113

Выдержка:

Введение:

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Общество на всех этапах своего исторического развития предъявляло высокие требования к любым специалистам. Не является исключением и современный период развития. В настоящее время подготовка специалиста для любой сферы производства должна обеспечить высокий уровень его компетентности, мобильности, максимально благоприятного условия для развития его личности. Компетентность специалиста приобретает всё большее значение в связи с усложнением и расширением социального опыта, возникновением всё новых и весьма разнообразных форм предъявления и переработки информации, со все возрастающим уровнем тех запросов, которые предъявляет к специалисту общество.

Подготовка специалистов в области образования в высших учебных заведениях претерпевает в последнее время существенные изменения в сторону поиска критериев оценки профессионального становления личности психолога, его конкурентоспособности на рынке труда. В последнее десятилетие в теории педагогики, психологии высшей школы значительный акцент был сделан на разработку основ личностнораз-вивающего обучения (поиск методов, способов, технологий, позволяющих организовывать такое обучение), преимущественное внимание было обращено на роль предметной деятельности, вследствие чего эта проблема оказалась наиболее полно и обстоятельно изученной. Вместе с тем в значительной степени недооценивалась роль общения в организации учебно-познавательной деятельности студентов, которая является деятельностью социальной и коллективной.

Глава 2:

Для развития индивидуального стиля общения мы разработали программу (приложение 1), которую считаем полезной как для преподавателей, так и для будущих специалистов - сегодняшних студентов.

Программа по развитию индивидуального стиля общения была направлена на решение следующих задач:

- содействие студентам и преподавателям в реализации их потребности в общении;

- развитие способности к коммуникации, взаимодействию, социальной

перцепции;

- помощь в выборе оптимальных стратегий поведения во взаимодействии (особенно во взаимодействии в системе «преподаватель-студент»);

- помощь в обретении четкой перспективы своего становления как специалиста;

- развитие уверенности в себе и своих силах;

- развитие позитивного самоотношения, чувства собственной значимости.

Цели данной программы:

• выработка коммуникативных и рефлексивных навыков;

• обновление фонда психолого-педагогических знаний педагогов;

• снятие психозащитного поведения;

• выработка наиболее оптимального стиля общения.

Группа в составе 12 – 15 человек комплектуется из числа педагогов или студентов педагогического вуза. Желательно, чтобы до этого они прошли индивидуальное психологическое консультирование. Занятия проводятся в течение 5 дней подряд по 5 – 6 часов. Требования к помещению обычные: возможность работать в кругу и в микрогруппах, возможность движения и уединения в перерывах.

Программа включает следующие основные процедуры: информирование, ролевые игры, упражнения. Каждое занятие начинается и заканчивается рефлексией «здесь и теперь». В ходе рефлексии на начало дня отдельными участниками могут быть заявлены проблемы, над которыми с согласия группы возможна работа в кругу. Поэтому предлагаемый алгоритм занятий не является жестким: в той или иной мере (это зависит от сложившейся атмосферы доверительного общения и от зрелости группы) всегда присутствует элемент спонтанности.

Заключение:

Сфера профессионального труда в области образования относится к такому виду деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения. Общение является основным средством, благодаря которому осуществляется реализация задач обучения и воспитания.

В связи с этим, проблема индивидуального стиля общения как объекта психолого-педагогического исследования важна не только в связи с его формированием у студентов на бытовом уровне, но и необходимостью его развития в структуре профессионального становления будущего специалиста в области образования.

В нашем исследовании мы выполнили ряд задач:

- осуществили теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения стиля общения и его влияние на становление личности студента как профессионала;

- выявили особенности и значимость индивидуального стиля общения в профессиональном становлении будущего специалиста в области образования;

- проанализировали данные о проявлении различных стилей общения у будущих специалистов в области образования, и сделали следующие выводы:

1. Педагогическая деятельность – это профессиональная активность преподавателя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания. Условием ее эффективности является развернутая реализация на достаточно высоком уровне всех ее компонентов: самостоятельную постановку педагогических целей и задач; владение широким спектром воздействия на учащихся; постоянный самоконтроль за ходом и состоянием своей педагогической деятельности. Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения.

Похожие работы на данную тему