Позитивные отношения со сверстниками как фактор личностного развития старших школьников

Название работы: Позитивные отношения со сверстниками как фактор личностного развития старших школьников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

116 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение ………………………………..…………………. 3

Глава I. Развитие личностных пространств в старшем школьном возрасте ...................................................

8

1.1. Специфика личностного развития в старшем школьном возрасте ................................................

8

1.2. Личностно-развивающий потенциал позитивных отношений……………………………..…………..

25

1.3. Пространство межличностных отношений старшего школьника как значимая составляющая субъектного опыта ………………………………..

Выводы………………………………………………….

39

54

Глава II. Экспериментальная работа по формированию позитивных отношений со сверстниками в старшем школьном возрасте .........................................……..

58

2.1. Организация и методы экспериментального исследования...................................................…

58

2.2. Результаты экспериментального исследования ... 67

2.3. Программа формирования позитивных отношений со сверстниками у старших школьников …

Выводы…………………………………………………

75

82

Заключение ......................................................................... 84

Литература………………………………........................... 87

Приложения ........................................................................ 92

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Особенности личностного развития стар-шеклассника достаточно полно изучены в отечественной и зарубежной пси-хологии ((М.М. Рубинштейн, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Пет-ровский, Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик, Д.Б. Эль-конин, М.Ф. Гинзбург, М.Р. Гинзбург, Л.Г. Десфронтейнес. П. Блос, Э. Эрик-сон, М. Кле, Х. Ремшмидт, Ш. Бюлер и др.). Особое внимание данному воз-расту уделялось в связи с тем, что именно в период ранней юности происхо-дят существенные преобразования личностных пространств, характеризую-щиеся в первую очередь становлением Я-концепции, формированием эталона личности и переструктурированием, переосмыслением системы личных от-ношений.

Современные юноши и девушки развиваются в условиях социальной не-стабильности, в период формирования новых эталонов личности и новых жизненных ценностей, а также изменения форм социальной регуляции жиз-недеятельности человека, характеризующейся переходом от коллективного типа регуляции к индивидуальному.

В настоящее время в орбиту анализа отечественных исследователей по-падают такие проблемы, как особенности жизненного пути и формирование жизненных планов, развитие субъектности и его критерии, частная (или лич-ная) жизнь человека, возможности духовного роста и т.п. (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.И. Зеличенко, Н.А. Логинова, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков и др.). Перечисленные проблемы приобрета-ют особую актуальность в раннем юношеском возрасте.

Глава 2:

Для проведения психодиагностической работы в рамках программы мо-гут быть использованы методики, описанные в предыдущих параграфах. В целях более полного исследования рекомендуется использовать тест для вы-явления уровня субъективного контроля, опросник для определения эмпати-ческих тенденций в общении, проективные методики исследования Я-концепции, отношения к значимому окружению.

Данные диагностического исследования могут быть проанализированы как для характеристики группы в целом, так и для индивидуального консуль-тирования отдельных старшеклассников. Кроме того, такие данные позволят психологу эффективнее организовать свою работу в проблемных ситуациях, так как тенденции в общении, интернальность, представления о системе сво-их отношений такие характеристики, как внутренняя свобода, автономность, творчество и др. могут в значительной мере обусловливать то или иное пове-дение, переживание юноши или девушки.

Результаты такой работы могут быть систематизированы и предложены педагогам, так как могут стать предметом для педагогической рефлексии, обогатить представления учителя о личностных особенностях и ориентирах в общении учеников.

Психологическая профилактика

В настоящее время наиболее эффективной формой психологической профилактики признана психологическая поддержка личности в ее развитии. Психологическая поддержка осуществляется не столько в кризисных, трав-мирующих ситуациях, сколько в наиболее ответственные для дальнейшей жизни периоды развития человека. Спецификой поддержки в современных условиях является помощь в понимании, реализуется право на выбор, твор-чество и на ошибки с принятием добровольной ответственности.

Заключение:

Теоретический анализ научной литературы подтвердил значимость лич-ностных преобразований в юношеском возрасте для личностного развития человека на протяжении всего жизненного пути. Изучение личностного раз-вития в контексте жизненного пути человека с учетом его основной характе-ристики – наличия позиции субъекта своей жизни – имеет давние традиции в отечественной психологической науке (М.М. Рубинштейн, С.Л.Рубинштейн, А.В.Петровский, К.А.Абульханова-Славская, В.А.Петровский, Б.С.Братусь, В.И.Слободчиков и др.).

При наличии общности критериев личностного развития, выделяемых отечественными и зарубежными исследователями, существуют качественные отличия их содержательного наполнения (смещение акцентов в сторону ин-тра- или интерперсональных критериев, различное понимание свободы, це-лостности). В отечественной психологии магистральными направлениями при рассмотрении проблем личностного развития являются развитие субъ-ектности, духовный рост и личные "вклады" в другого в актах со-бытия.

Изучены характеристики отношений, содействующих личностному рос-ту, которые определены нами как позитивные. К таким отношениям относят-ся помогающие, доверительные и эмпатические отношения, характеризую-щиеся наличием симпатии, стремлением к пониманию и принятию.

Старший школьный возраст, характеризующий существенными преоб-разованиями в пространстве отношений, является сензитивным для рефлек-сии личных отношений и конструирования позитивных отношений. В стар-шем школьном возрасте усиливается потребность в понимании и сопережи-вании, в сочувствии, в установлении доверительных отношений. Общение со сверстниками приобретает особую значимость и становится одним из веду-щих факторов личностного развития.

Похожие работы на данную тему