Проблемы личностного развития на этапе раннего юношеского возраста и пути их преодоления

Название работы: Проблемы личностного развития на этапе раннего юношеского возраста и пути их преодоления

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

84 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Психологическое содержание и проблемы

личностного развития в раннем юношеском возрасте 7

1.1. Психологические характеристики раннего юношеского возраста 7

1.2. Проблемы личностного развития в раннем юношеском возрасте 20

Выводы 31

Глава 2. Психологические условия преодоления проблем личностного развития в раннем юношеском возрасте 33

2.1. Программа занятий по преодолению проблем

личностного развития 33

2.2. Результаты формирующего эксперимента 48

2.3. Особенности личностного развития в раннем

юношеском возрасте в процессе обучения 58

Выводы 65

Заключение 67

Литература 71

Приложения 78

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. В современной психологии существует множество определений и теорий личности, тем не менее можно выделить два подхода к пониманию развития личности в онтогенезе. Так, одни иссле-дователи считают, что говорить о личности можно только тогда, когда чело-век достиг определённого, достаточно высокого уровня психического развития. При этом главным критерием того, что он действительно стал лич-ностью, является его способность произвольно изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами. Личность способна соз-нательно управлять собой, своим поведением и психическими процессами. В полной мере способность управления собой может быть свойственна только взрослому человеку. В то же время, в рамках данного подхода возникновение личности в онтогенезе может быть отнесено к какому-либо определенному возрасту. Так, например, А.Н. Леонтьев связывает этот момент со старшим дошкольным возрастом, где возникает иерархия мотивов; а второй точкой рождения личности называет подростковый период, где происходит интен-сивное развитие самосознания; А.В. Запорожец – с младшим дошкольным возрастом и проживанием кризиса 3 лет, в процессе которого ребенок начи-нает осознавать себя; Д.И. Фельдштейн – с подростковым возрастом, когда у растущего ребенка возникает ориентация на общественно-полезную деятель-ность и т.п.

Другой подход к пониманию личности исходит из того, что любой че-ловек, поскольку он человек, является личностью. С этих позиций новорож-денный ребенок также является личностью. В контексте этого подхода на каждом этапе онтогенеза личность имеет свои возрастные особенности, и на каждом возрастном этапе необходимо создавать соответствующие условия для полноценного развития личности.

Глава 2:

Поскольку наше формирующее исследование носило многоплановый характер, представляется целесообразным выделить несколько аспектов для анализа его результатов.

Основной целью факультативных занятий по практической психоло-гии «Мир во мне» и «Я в мире» было целенаправленное преодоление про-блем личностного развития в раннем юношеском возрасте. Именно с этой целью мы и пытались построить личностно-ориентированное обучение, то есть обучение, которое с самого начала было ориентировано на внутренние особенности учащихся, и в процессе которого юноши и девушки могли чув-ствовать себя субъектами этой деятельности. Именно поэтому нас, в первую очередь, интересовало мнение учащихся о проведенных занятиях.

Для этого мы предложили учащимся младших курсов ПТУ выполнить задание по следующей инструкции: «С Вами были проведены занятия по практической психологии, которые не входит в обязательную программу. Напишите, пожалуйста, ответы на следующие вопросы:

1) Нужны ли такие занятия?

2) Что Вам больше всего понравилось?

3) Повлияло ли то, что Вы узнали на Вашу жизнь? (что дало обуче-ние?)

3) Предложения и дополнения; (что бы Вы убрали\добавили).

Полученные данные обрабатывались методом контент-анализа, свод-ные результаты наиболее часто встречающихся ответов приведены в табли-це 1.

Заключение:

Данное исследование было посвящено изучению проблем личностного развития в раннем юношеском возрасте и рассмотрения путей их преодоле-ния. Анализ психологической литературы по проблемам особенностей разви-тия в юношеском возрасте показал, что этот период развития является наименее изученным, что в нем однозначно не определены ни центральное психологическое новообразование, ни ведущая деятельность. Вместе с тем, многие исследователи указывают на то, что юноши и девушки направлены на свой внутренний мир, на познание самого себя.

Рассмотрение юношеского возраста в логике работ, посвященных про-блемам периодизации психического и личностного развития, позволило нам выделить волю как центральное новообразование и особую игровую дея-тельность, где предметным содержанием является внутренний мир личности.

Анализ психологической литературы по проблемам развития в юноше-ском возрасте, а также рассмотрение юношеского периода в общей логике развития личности в онтогенезе показало, что у старшеклассников, у уча-щихся младших курсов ПТУ должен сложиться образ себя, и что они спо-собны действовать (манипулировать) с этим образом. В то же время констатирующий эксперимент показал, что значительная часть учащихся имеют проблемы и трудности, которые по нашему предположению связаны и с несформированностью образа «Я», и с отсутствием способов его измене-ния. Анализ полученных результатов показал, что у значительной части уча-щихся нет ориентации на внутренний мир себя и другого, что они не могут занять надситуативную позицию по отношению к себе и своей деятельности, что они часто оказываются малоинициативными в вопросах самоизменения и не умеют осмыслять собственные достижения и проблемы. Другими слова-ми, можно сказать, что у значительной части учащихся младших курсов ПТУ имеются проблемы с собственным волевым поведением. При этом имеется в виду, что субъект не может ни осмыслять собственные волевые проявления, ни управлять ими. Поэтому задачей нашего формирующего эксперимента было создать условия для целенаправленного развития воли в раннем юно-шеском возрасте.

Похожие работы на данную тему