Психологические условия сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста

Название работы: Психологические условия сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

118 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ

1.1. Характеристика психологического здоровья

1.2. Психологическое здоровье детей и его уровни

1.3. Факторы риска нарушения психологического здоровья

ВЫВОДЫ

ГЛАВА II. Формирование психологического здоровья дошкольников.

2.1. Психолого-педагогические условия становления психологически здоровой личности.

2.2. Организация и методы исследования.

2.3. Программа по сохранению психологического здоровья дошкольников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Выдержка:

Введение:

Здоровье и культура человека всегда были, есть и будут одними из основных ценностей, которые характеризуют развитость цивилизации. Современная ситуация общественного развития с наметившейся тенденцией ухудшения состояния здоровья людей всех возрастов, особенно молодежи, с одной стороны, и развитием процесса гуманизации общества, инициировала рассмотрение личности как высшей ценности и актуализировала развитие ее социокультурного, нравственного, интеллектуального и физического потенциала.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению физического состояния. У других, те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Можно ли помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

Глава 2:

Цель: способствовать сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Задачи данной программы:

– диагностика оценки и самооценки психического и социального здоровья детей;

– определение здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);

– коррекция индивидуального развития;

– социально-психологические факторы (семья, социальная адаптация, общение и др.).

Программа состоит из 2-х блоков.

I блок. Просветительская работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные консультации). Психологическое просвещение родителей носит как профилактический, так и образовательный характер. Наряду с вербально-коммуникативными средствами можно использовать и невербальные (наглядные) средства. Информация может быть представлена в виде стендов, оформленных брошюрами, распечатками диагностических тестов, мини-тестов, анкет.

Приблизительные темы выступлений на родительских собраниях.

1. Эмоциональное взаимодействие в детско-родительских отношениях.

2. Эмоциональное взаимодействие и психическое развитие ребенка.

3. Эмоциональные отношения между родителями и детьми.

Материал для подготовки и проведения родительского собрания представлен в приложении

II. блок. Занятия с детьми на тему: «Что я знаю о себе и о своем здоровье?» (Приложение 4).

Занятие 1. Какой Я, какие другие. Давайте познакомимся.

Занятие 2. Что такое здоровье?

Занятие 3. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Также можно использовать психогимнастические игры, т. к. они основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга, в процессе которого создается особая среда, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут – в состояниях и характеристиках отдельных участников. Однако, для формирования психологического здоровья, изменения, предусматриваемые социально-психологическими тренингом, являются недостаточными и не соответствуют возрастным особенностям детей. Поскольку важнейшие необходимые нам изменения формирования самоприятия и принятия других людей, для структуирования изменений нами была выбрана структура самосознания личности, предложенная В. С. Мухиной. Согласно ее представлениям, в самосознании выделяется имя человека, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее, будущее), социальное пространство (ее права и обязанности).

Таким образом, в психогимнастических играх у детей формируется:

– принятие своего имени;

– принятие своих качеств характера;

– принятие своего прошлого настоящего, будущего;

– принятие своих прав и обязанностей.

Заключение:

Здоровье – это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся практике отношений с окружающим миром.

Активность человека, как сложной живой системы регулируется на разных уровнях, которые взаимосвязаны между собой. В этой связи выделяются наиболее общие уровни: биологический, психологический и социальный.

Психологическое здоровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной, регулирующей свои психические процессы, ориентирующейся в поведении и отношениях не только на задаваемые из вне нормы, но и на внутренние осознанные ориентиры. Говоря о психологическом здоровье личности дошкольника, мы выделяем психологическое здоровье, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах детства, т. е. удовлетворение возрастных потребностей ребенка, успешность овладения им ведущей деятельностью.

Развитие ребенка, его психики и личностных качеств во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и его ближайшим взрослым окружением (родители, воспитатели). Но каждый из взрослых по-своему и реально строит взаимоотношения с ребенком. Очень важно понять, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психологическое здоровье детей. Взрослым необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с ними у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослыми и начинается ориентация ребенка на других, тем более, что он так же нуждается в признании окружающих людей. Поэтому особое значение имеет личность взрослого, находящегося рядом с ребенком.

Похожие работы на данную тему