Особенности формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Название работы: Особенности формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

70 стр.

Год сдачи:

2001 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Литературный обзор по проблеме формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. 5

1.1. Роль математических знаний в жизни человека. 5

1.2. Трудности формирования математических знаний у детей в норме и при патологии. 22

Глава 2. Состояние математических знаний учащихся младших классов школы восьмого вида. 31

2.1.Цель, задачи, содержание и организация эксперимента. 31

2.2.Место проведения эксперимента и характеристика детей, в нём участвовавших. 44

2.3. Результаты первичного обследования детей. 45

Глава 3. Методика формирования математических знаний у детей с нарушением интеллекта. 47

3.1. Система работы по формированию математических знаний у детей с нарушением интеллекта. 47

3.2. Обследование результатов работы после проведения обучения. 65

Заключение: 67

Литература 68

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной темы обусловлена двумя факторами:

1. Значимостью процесса формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта для всей их дальнейшей жизнедеятельности.

2. Недостаточным рассмотрением вопроса об особенностях формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в современной психолого – педагогической литературе.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопроса об особенностях формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Задачи данной дипломной работы:

1. Произвести литературный обзор по проблеме формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

2. Рассмотреть состояние математических знаний учащихся младших классов школы восьмого вида.

3. Провести методику формирования математических знаний у детей с нарушением интеллекта.

Новизна данной дипломной работы заключается в рассмотрении современного состояния проблемы формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и в проведении практического исследования, направленного на изучение продуктивности при использовании методики формирования математических понятий при обучении детей первого класса СКОШИ №6 оперированию в пределах первого десятка.

Предмет данного дипломного исследования: изучение продуктивности при использовании методики формирования математических понятий при обучении детей первого класса СКОШИ №6 оперированию в пределах первого десятка.

Глава 3:

В данном разделе мы рассмотрим вопрос о системе работы по формированию математических знаний у детей с нарушением интеллекта. Необходимо отметить, что при отборе материала по математике, подлежащего обязатель¬ному усвоению учащимися школы восьмого вида, учитывается со¬держание программы по трудовому обучению, а также то обстоя¬тельство, что выпускники школы восьмого вида чаще всего не продолжают образование в каком-либо учебном заведении, а сразу же по окон¬чании школы включаются в производительный труд на промыш¬ленных, сельскохозяйственных предприятиях и сфере обслуживания.

При сравнении программ по математике школы восьмого вида и начальных классов общеобразовательной школы наблюдается сходство лишь в названии основных разделов. Объем, содержание и система изучения математического материала в школе восьмого вида имеют значительное своеобразие. Это объясняется осо¬бенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися школы восьмого вида.

1) Так как интеллектуально отсталые учащиеся усваивают новые зна¬ния медленно, с большим трудом, затрачивая при этом много усилий и времени, программный материал каждого класса дан в сравнительно небольшом объеме. Например, в I классе учащиеся изучают лишь числа первого десятка и знакомятся со сложением и вычитанием в пределах 10; знакомство с мерами стоимости, длины начинается с I, а заканчивается в IX классе; изучение долей и обыкновенных дробей начинается с IV, а заканчивается в IX классе и т. д.

2) Особенностью расположения материала в программе является «забегание» вперед, наличие подготовительных упражнений, которые исподволь подводят учащихся к формированию того или иного понятия. Например, понятие о разностном сравнении учащиеся по¬лучают в IV классе, тогда как сравнение путем установления лишних единиц в большем числе и недостающих в меньшем сначала рядом стоящих чисел, а потом и любых двух чисел они производят уже в I и во II классах.

Такой же подход прослеживается и при формировании понятий о геометрических фигурах и их свойствах, свойствах и законах арифметических действий и других понятий. Например, в I классе учащиеся знакомятся с образом прямоугольника, во II — учатся чертить прямоугольник по данным точкам (вершинам), в III классе учащиеся знакомятся с элементами этой геометрической фигуры, свойствами ее углов и сторон, в IV классе — с черчением пря¬моугольника (квадрата) с помощью линейки и чертежного треуголь¬ника по заданным длинам сторон, сравнивают прямоугольник и тре¬угольник; выделяют основания и боковые стороны, в V классе знакомятся со смежными сторонами и диагоналями прямоуголь¬ника, в VI классе прямоугольник рассматривается как частный случай параллелограмма, в VIII классе дается понятие о площади прямоугольника.

3) Учитывая, что интеллектуально отсталые учащиеся с трудом вы¬деляют в формируемых понятиях существенные признаки, отличаю¬щие эти понятия от других, сходных или противоположных, и склонны к уподоблению понятий, особенно если усматривают в них черты внешнего сходства, программа нацеливает учителя на то, чтобы в процессе обучения он опирался на приемы сравнения, сопоставления и противопоставления. Например, вычитание рас¬сматривается в сопоставлении со сложением (противоположные действия), сложение сравнивается с умножением (сходные дейст¬вия), понятие об уменьшении числа на несколько единиц проти¬вопоставляется понятию об увеличении числа на несколько еди¬ниц и сопоставляется со сходным понятием об увеличении числа в несколько раз и т. д. Это позволяет выяснить сходство и раз¬личие в понятиях, действиях, задачах, вскрывая существенные и несущественные признаки.

Заключение:

В данной дипломной работе нами были реализованы следующие задачи:

1. Произвести литературный обзор по проблеме формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

2. Рассмотреть состояние математических знаний учащихся младших классов школы восьмого вида.

3. Провести методику формирования математических знаний у детей с нарушением интеллекта.

И в заключении мы сформулируем некоторые основные выводы:

В настоящее время ряд рекомендаций авторов методов изуче¬ния чисел и изучения действий, естественно-наглядного и лабо¬раторного методов изучения чисел в современной интерпрета¬ции успешно используется в специальной школе VIII вида. Так, в теории и практике обучения числам прочно заняли свои места принципы наглядности, доступности и практической направ¬ленности обучения, концентрического расположения учебного ма¬териала.

В I классе - в течение первого года обучения в общеобразователь¬ной школе - наиболее прочно учащиеся с задержкой психического развития усваивают сложение чисел первого десятка. Это объясняет¬ся тем, что выполнение данного действия базируется на имеющемся у детей жизненном опыте. Допускаемые ошибки обусловлены незна¬нием таблицы и приемов сложения однозначных чисел. К концу обучения в начальных классах большинство учащихся овладевают навыком решения задач основных видов (простые арифметические задачи на разностное сравнение; составные арифметические задачи на нахождение суммы и остатка; состав¬ные арифметические задачи, включающие деление на части и на¬хождение остатка; простые арифметические задачи на движение и др.), хотя некоторые учащиеся продолжают допускать различ¬ные вычислительные ошибки.

В данный момент происходит выдвижение на первый план дедуктивного метода формирования понятий на основе со¬держательного (теоретического, диалектического) обобщения. Особого внимания заслуживает проведённая нами на базе СКОШИ №6 методика изучения первого десятка детьми с отставанием интеллектуального развития. После получения результатов нами был произведен корреляционный анализ данных исследования, по результатам которого было выявлено, что преимущество результатов вторичного тестирования над первичным исследованием составило 154%, что можно считать более чем значительным.

Похожие работы на данную тему