Особенности генезиса мышления у младших школьников

Название работы: Особенности генезиса мышления у младших школьников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

59 стр.

Год сдачи:

2001 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Общая характеристика мышления как психологического феномена 6

1.1. Мышление как проблема психологии 6

1.2.Стадии развития мышления, его взаимосвязь с речью 10

1.3. Процесс формирования понятий и логика. 13

Глава II. Особенности генезиса мышления у младших школьников. 18

2.1. Генезис мышления у младшего школьника 18

2.2. Влияние обучения на генезис мышления 23

Глава III. Пути и способы развития мышления в младшем школьном возрасте 29

3.1.Специфика развития мышления в психолого – педагогической деятельности 29

3.2. Развитие мышления в деятельности 30

Глава IV. Особенности генезиса произвольной и непроизвольной памяти у младших школьников 35

4.1. Генезис памяти в младшем школьном возрасте. 35

4.2. Генезис произвольного и непроизвольного запоминания и их роль в учебном процессе 38

Глава V. Экспериментальное исследование, направленное на выявление корреляции между уровнем развития мышления и памяти у младших школьников. 45

5.1. Обоснование проведения исследования. 45

5.2. Методический аппарат исследования 46

5.3. Ход эксперимента и анализ результатов. 50

Заключение. 56

Литература 59

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной проблемы обусловлена высоким значением развития характеристик мышления и памяти в младшем школьном возрасте и большим значением качественных характеристик данного процесса для формирования личности младшего школьника в целом.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопроса о генезисе мышления у детей младшего школьного возраста и его взаимосвязи с развитием произвольной и непроизвольной памяти.

Задачи:

1. Дать общую характеристику мышлению как психологическому феномену.

2. Рассмотреть вопрос об особенностях генезиса мышления в младшем школьном возрасте.

3. Проанализировать пути и способы развития мышления в младшем школьном возрасте.

4. Рассмотреть особенности генезиса произвольной и непроизвольной памяти в младшем школьном возрасте.

5. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление взаимосвязи между уровнем развития мышления и памяти у младших школьников.

Предмет исследования: генезис мышления у детей младшего школьного возраста и его взаимосвязь с развитием произвольной и непроизвольной памяти.

Объект исследования: 50 детей младшего школьного возраста, разделённые на две равные группы на основе уровня продуктивности мышления.

Рабочая гипотеза нашего исследования: уровень развития мышления в младшем школьном возрасте линейно коррелирует с уровнем развития произвольной и непроизвольной памяти.

Способы измерения:

1. Методика «Оценка мышления младшего школьника».

2. Методика «Исследование непроизвольного запоминания у младших школьников».

3. Методика «Диагностика опосредованного запоминания»

Структура данной дипломной работы включает в себя введение, четыре взаимосвязанные теоретические главы, экспериментальное исследование, направленное на выявление взаимосвязи между уровнем развития мышления и произвольной и непроизвольной памяти у младших школьников, заключение и список литературы.

Глава 5:

Актуальность данного экспериментального исследования обусловлена огромной ролью, которую играют процессы развития мышления и памяти в структуре личности младшего школьника и необходимостью проследить корреляцию между данными процессами.

С целью выявления значимых характеристик влияния уровня развития мышления на произвольную и непроизвольную память нами было проведено экспериментальное исследование 50 младших школьников при помощи методики «Оценка мышления младшего школьника», после чего нами было произведено разделение испытуемой группы на две количественно идентичные по 25 человек в зависимости от продемонстрированного испытуемыми уровня продуктивности мышления (первая группа – высокий уровень продуктивности мышления, вторая группа – низкий уровень продуктивности мышления).

Нами была высказана гипотеза о том, что выраженность продуктивности мышления линейно коррелирует с продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.

Для проведения данного исследования нами были применены следующие методики:

1. Методика «Оценка мышления младшего школьника».

2. Методика «Исследования непроизвольного запоминания у младших школьников».

3. Методика «Диагностика опосредованной памяти».

Предмет данного экспериментального исследования: влияние уровня развития мышления на произвольную и непроизвольную память

Объект данного исследования: 50 младших школьников, разделённых после проведения методики «Оценка мышления младшего школьника» на две количественно идентичные группы в зависимости от продемонстрированного испытуемыми уровня продуктивности мышления (первая группа – высокий уровень продуктивности мышления, вторая группа – низкий уровень продуктивности мышления).

Заключение:

В данной дипломной работе нами были реализованы следующие задачи:

1. Дать общую характеристику мышлению как психологическому феномену.

2. Рассмотреть вопрос об особенностях генезиса мышления в младшем школьном возрасте.

3. Проанализировать пути и способы развития мышления в младшем школьном возрасте.

4. Рассмотреть особенности генезиса произвольной и непроизвольной памяти в младшем школьном возрасте.

5. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление взаимосвязи между уровнем развития мышления и памяти у младших школьников.

В заключении, подводя некоторые итоги, следует отметить, что мышление характеризуется как познавательная деятельность “высшего уровня” (поскольку оно зависит от более фундаментальных компонентов процесса обработки информации).

Мышление – это процесс, с помощью которого формируется новая мысленная репрезентация; это происходит путем преобразования информации, достигаемого в сложном взаимодействии мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, рассуждения и решения задач. И во многом развитие мышления вплотную связано с развитием памяти.

Исследование произвольного и непроизвольного запоминания у младших школьников имеет существенное значение, так как во многом именно в это время закладывается значительный базис знаний об окружающей реальности, имеющий существенное значение для дальнейшего продуктивного функционирования индивида.

Похожие работы на данную тему