Исследование содержания и форм внеурочной работы по предмету в основной школе

Название работы: Исследование содержания и форм внеурочной работы по предмету в основной школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Социология

Страниц:

67 стр.

Год сдачи:

2000 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Теоретический анализ содержания и форм внеурочной работы по предмету в основной школе 6

1.1. Процесс усвоения школьниками исторического материала 6

1.2. Феномен внеурочной работы 15

1.3. Особенности внеурочной работы по истории 22

1.4. Содержание и формы внеурочной работы по истории в основной школе 25

Глава II. Экспериментальное исследование содержания и форм внеурочной работы по предмету в основной школе 51

2.1. Обоснование исследования 51

2.2. Ход исследования 51

2.3. Результаты исследования 58

Заключение 61

Список литературы 63

Приложение 68

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что история является одним из наиболее важных предметов учебного плана общеобразовательных учреждений России в нравственно-патриотическом, идейном и культурологическом аспектах. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. В ее содержании отражены все этапы культурного развития человечества. При этом, на мой взгляд, важно то, что именно история позволяет предугадать стратегии развития человечества и вывести оптимальные пути как для развития России в целом, так и Астраханской области в частности.

Преподавание истории в современной российской школе опирается на традиции, в которых можно отметить как сильные, так и слабые стороны. К сильным можно отнести традиции глубокого изучения как отечественной, так и всеобщей истории, фундаментальность подхода к историческому образованию. За годы изучения истории в школе учащиеся получали значительные по объему сведения о прошлом, включая историю не только своей страны, но и других стран. Среди общеизвестных недостатков исторического образования можно назвать существовавший до недавнего времени чрезмерный социологизм и догматизм школьных курсов истории, их тенденциозность. Только в последние годы, несмотря на ряд серьезных трудностей как объективного, так и субъективного характера, школьное историческое образование принципиально изменилось.

Глава 2:

В качестве внеурочного мероприятия нами был проведен классный час по истории второй мировой войны. При этом в качестве контрольной группы выступал класс, в котором вместо данного внеурочного классного часа был проведён обычный лекционный урок по той же теме.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что во многом в постсоветском образовании происходит отход от старых традиций. Внеурочные занятия становятся редки, а то и исчезают вовсе. Хотелось бы выявить, повышает ли такая форма деятельности эффективность усвоения исторического материала.

Предмет исследования: Влияние внеурочного классного часа на уровень усвоения исторического материала.

Объект исследования: две группы младших школьников по 14 человек – с группой I проводился внеурочный классный час, а с группой II проводился обычный урок на ту же тему в рамках обучения в классе.

Гипотеза исследования: проведение внеурочного классного часа существенным образом влияет на уровень усвоения исторического материала по данной теме.

2.2. Ход исследования

Урок экскурсия в музей была проведена по следующему плану:

Цель: сформировать представления учащихся о Великой Отечественной войне и её героях на основе исторических фактов и художественных произведений; воспитывать патриотизм; совершенствовать навык чтения.

Оборудование: карточки: даты войны, темы урока, названия страниц; таблички городов-героев; портреты юных героев; звукозапись песни «Священная война»; историческая карта и красные звёздочки для городов-героев; литературные произведения; словари Ожегова; поделки из бумаги.

Оргмомент.

(На доске дата: 9 мая 1945 года)

У . Что вы знаете об этой дате?

Д . 9 мая 1945 года - это день победы советского народа в Великой Отечественной войне.

У. Каждый год наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память людей, отдавших жизнь за нашу свободу. И хотя прошло более 60 лет со Дня Победы, время не властно над памятью людей разных поколений. И сегодня наш внеурочный классный час мы посвящаем этому дню. Мне бы хотелось, чтобы в заключение вы ответили на вопрос: «Почему же люди помнят об этой победе, хотя прошло 60 лет?»

А для этого мы перелистаем страницы, опалённые войной, используя исторические факты и художественные произведения.

Первая страница: «Вставай, страна огромная!»

Заключение:

Целью данной дипломной работы выступал анализ содержания и форм внеурочной работы по предмету в основной школе.

Были реализованы следующее задачи:

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Провести теоретический анализ содержания и форм внеурочной работы по предмету в основной школе.

3. Провести экспериментальное исследование содержания и форм внеурочной работы по предмету в основной школе.

Предметом исследования был анализ содержания и форм внеурочной работы по предмету в основной школе.

Объектом исследования являлись школьники в процессе внеурочной работы по истории.

В экспериментальной части нами была выдвинута гипотеза о том, что проведение внеурочного классного часа существенным образом влияет на уровень усвоения исторического материала по данной теме.

И в заключение необходимо отметить, что основной проблемой эффективности внеурочной работы является классное руководство, ведь, именно от классного руководителя зависит насколько детям будет интересна внеурочная работа. Некоторые дети даже не смогли найти общего языка со своим классным руководителем. И именно в классах, где у учеников нет контакта с куратором, они считают внеклассную работу ненужной и обременительной. Почти все учителя считают, что интересы учеников и учителей должны совпадать, но как видно из исследований такого в школе нет. Интересы не только не совпадают, а как считают ученики об этих самых интересах учителя не знают и естественно не стремятся их удовлетворять. Необходимо, чтобы учителя проводили анкетирования с целью выяснения их интересов.

Похожие работы на данную тему