Характеристика налоговых доходов бюджета

Название работы: Характеристика налоговых доходов бюджета

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

45 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение

Глава 1. Сущность, роль бюджета и его доходов

1.1. Понятие бюджета

1.2. Роль и функции бюджета страны

1.3. Понятие доходов бюджета

1.4. Классификация доходов бюджетов Российской федерации

Глава 2. Доходы государственного бюджета в современной России

2.1. Анализ динамики доходов бюджета Российской Федерации

2.2. Роль налогов в формировании российского бюджета

Глава 3. Основные направления совершенствования формирования доходов бюджетной системы России

3.1. Основные направления налоговой реформы

3.2. Первоочередные задачи по укреплению доходной базы бюджетной системы

Заключение

Библиография

Приложения

Выдержка:

Введение:

Любое современное рыночное государство базируется на мощной экономической основе, представляющей собой государственный сектор экономики и государственные финансы. Эта сфера охватыва¬ет значительную долю природных ресурсов, производственного, не¬производственного и финансового капитала, 40—50% национального дохода страны. Составляя объект единой государственной формы собственности, она может функционировать и развиваться только в плановой форме через механизм согласованного принятия решений.

Следовательно, важнейшим элементом управления государствен¬ными финансами является планирование, а основным планом — план государственного бюджета. Пожалуй, это единственный государст¬венный финансовый план, имеющий форму юридического закона.

Государственный бюджет занимает центральное место в любой финансовой системе. Он выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Через бюджет мобилизуются средства предприятий раз¬личных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, соци¬ально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособно¬сти страны, на содержание органов государственного управле¬ния, финансовую поддержку бюджетов субъектов Российской Федерации, погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др. Через параметры бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.

Централизация средств имеет важное экономическое и поли¬тическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат од¬ним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых госу¬дарством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Глава 3:

Одним из путей, обеспечивающих решение указанной проблемы, является дальнейшее увеличение поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости. Улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение налогового бремени в ходе осуществле¬ния первого этапа налоговой реформы способствовали устойчивому росту уровня собираемости налоговых доходов начиная с 1999 г. Если средний уровень собираемости основных налоговых доходов (процентное отношение фактичес¬ких налоговых поступлений в федеральный бюджет к сумме налога, исчисленного от налогооблагаемой базы) в 2000 г. составил 88,7%, что на 11,4 процентных пункта выше 1999 г., то в 2003 г. ожидается рост среднего уровня собираемости против 2002 г. еще на 2,2%-ных пункта.

Реформа налоговой системы России, направленная на оптимизацию и повышение эффективности налогообложения, должна решать следующие основные проблемы:

рационализацию структуры налоговой системы, предполагающей такую конструкцию налоговых отношений, которая бы не искажала побудительных мотивов деятельности предпринимателей в условиях рынка;

реализацию в полной мере принципа равенства налогового бремени; усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключения из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;

упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, минимизации налогов и сборов, имеющих целевую направленность, а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов;

обеспечение стабильности налоговой системы, т. е. определенности для налогоплательщиков по объемам на¬логовых платежей на длительный период, и улучшение ка¬чества налогового законодательства (кодификация инструк¬тивных документов, повышение прозрачности налоговых формулировок и т. д.).

Заключение:

В заключение работы можно сделать вывод, что государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. По материальному содержанию государственный бюджет централизованный фонд денежных средств государства, а по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения национального дохода.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством России в распоряжение органов государственной власти, субъектов Федерации и местного самоуправления. Бюджетные доходы — часть централизованных финансовых ре¬сурсов государства, необходимых для выполнения его функ¬ций. Они выражают экономические отношения, возникаю¬щие в процессе формирования фондов денежных средств.

Доходы бюджета — понятие более узкое, чем доходы госу¬дарства; помимо финансовых средств бюджета всех уровней вла¬сти они включают ресурсы государственных внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Главный материальный источник доходов бюджета — нацио¬нальный доход. Огосударствление национального дохода осуществляется го¬сударством разными методами. Важнейшим методом, исполь¬зуемым органами государственной власти для перераспределе¬ния национального дохода и образования бюджетных доходов, являются налоги. Они обеспечивают преобладающую долю доходов бюд¬жета современных государств. В доходах центрального бюджета различных госу¬дарств налоговые поступления составляют около 9/10.

Доходы бюджетной системы России претерпели коренные изменения в переходный период. Основой доходной части бюджета в России стали налоги, на которые приходится порядка 90% всех доходов бюджета. Неналоговые поступления состоят из части прибыли ЦБ, доходов от приватизации, доходов от государственного имущества, поступлений от иностранных займов и т.д.

Основную долю доходов федерального бюджета составляют косвенные налоги – НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы. В сумме эти три налога составляют примерно 2/3 доходов федерального бюджета. Наибольший доход обеспечивает НДС. Что касается прямых налогов, в частности налога на прибыль, то его доля в доходах федерального бюджета на протяжении 90-х гг. и в последние годы неуклонно сокращалась.

Похожие работы на данную тему