Цена и её роль в рыночной экономике

Название работы: Цена и её роль в рыночной экономике

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

38 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение. 3

Глава I Цена как элемент механизма рынка и её значение в различных экономических концепциях . 4

1.1 Теория трудовой стоимости. .4

1.2 Теория трудовой стоимости по К. Максу. …5

1.3 Теории предельной полезности. 7

1.4 Теория цены А. Маршалла. 8

Глава II Цена как элемент микроэкономического равновесия. 11

2.1 Равновесная цена.11

2.2 Цена на рынках факторов производства.14

2.3 Виды цен.17

III Инфляция как макроэкономическая динамика цен.22

IV Цены во взаимосвязи с государством, монополией и налогообложением.28

4.1 Формы и методы воздействия государства на цены. .28

4.2 Монополисты в условиях переходной модели рынка.31

4.3 Взаимосвязь системы налогообложения и цен.33

Список используемой литературы.39

Список использованной литературы

1. Евдокимова Т.Г., Маховикова Г.А. Ценообразование. – СПб.: «Вектор», 2005. – 224с

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2004. – 576с.

3. Курс экономической теории. Под общей редакцией: проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А. – Киров:Издательство «АСА», 1995. – 634с

4. Цены и ценообразование. Под ред. д. э. н. проф. В.Е. Есипова. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 560с

5. Долженкова В.Г. Статистика цен. Учебное пособие. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000. – 256 с.

6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юристъ, 1997. – 567с.

7. Козырев В.М. Основы современной экономики. М. «Финансы и статистика», 1998.

8. И.К. Салимжанова. Ценообразование. - М.:ТК Велби, из-во Проспект,2003.-360с.

9. Цены и ценообразование. Управленческий аспект. И.Ю.Беляева, О.В.Панина, В.В.Головинский. учебное пособие. Москва КНОРУС 2004.-160с.

10. Цены и ценообразование. Н.А.Голощапов, А.А.Соколов. учебно-методическое пособие. Москва 2004.

11. Т.А.Слепнева, Е.В.Яркин. Цены и ценообразование. - М.: Инфра-м, 2001.

12. Баздникин А.С. Цены и ценообразование. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

13. Бузгалин А.В. Переходная экономика: курс лекций по аолитической экономии. – М.: Таурус, Просперус, 1994.

14. Маренков Н.Л. Цены и ценообразование в рыночной экономике России. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.

15. Маренков Н.Л. Ценообразование / под ред. доктора экономических наук, профессора В.Н. Чапека. – М.: Национальный институт бизнеса Ростова-на-Дону: Феникс, 2005.

16. Иванченко И.С. Инфляционная динамика в России: тенденции и прогнозы // Финансы и кредит. -2005. - №5. – с. 62-72.

17. Шварева Н.В. Инфляционные факторы в 1998-2002гг. // Проблемы прогнозирования. – 2003. - №2. – с.72-83.

18. Накоряков В.Е., Гасенко В.Г. Кинетическая модель инфляции // Экономика и математические методы. – 2004. - №1. – с.129-134.

19. Афанасьев А.А. Модель естественного темпа инфляции, инициируемой предприятиями с мягкими бюджетными ограничениями // Экономика и математические методы. – 2001. – с.64-84.

Выдержка:

Введение:

Цена представляет собой сложнейшее экономическое понятие. Недаром в экономической литературе отсутствует общепринятое определение экономической категории “цена”. Понятие цены можно выразить как сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д. Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность.

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой.

Исходно, если иметь в виду исторические этапы развития экономической теории, сущность цены была раскрыта на основе теории трудовой стоимости. Значительный вклад в её разработку внесли А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс. Суть этой теории заключается в том, что цена является денежным выражением стоимости товара, то есть совокупности общественно необходимых затрат живого и овеществлённого труда, израсходованного на производство данного товара.

Цены являются активным инструментом формирования структуры производства и оказывают решающее воздействие на создание общественного продукта, способствуют повышению эффективности производства, влияют на распределение и использование рабочей силы, определяют уровень жизни граждан.

Глава 4:

Система налогообложения — важнейший элемент экономики го¬сударства. Она является главным инструментом перераспределения финансовых ресурсов общества. За счет налогов государство содержит непроизводственную сферу, осуществляет финансирование перспек¬тивных научно-технических программ и решает другие задачи. Систе¬ма налогов оказывает существенное влияние на формирование цен и их динамику. Цены также, в свою очередь, во многом определяют раз¬меры налоговых поступлений.

Переходный период российской экономики, трудности в проведе¬нии рыночных преобразований определяют особую сложность фор¬мирования механизма налогообложения.

Налоги, сборы, пошлины и платежи, определяющие финансовые взаимоотношения предприятий с государством и его организациями, отражаются в составе цены неадекватно:

• входят в состав затрат предприятий (себестоимость продук¬ции);

• ограничивают прибыль, остающуюся у предприятий (налог на прибыль);

• представляют собой прямую надбавку к цене (налог на добав¬ленную стоимость, акцизы). Эти налоги принято считать кос¬венными.

Перечисленные налоги имеют двоякую связь с ценами. С одной стороны, они входят в состав цены продукта (товара), с другой — выс¬тупают в роли цен соответствующих видов ресурсов. Так, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, это — цена за пользование водой, установленная законода¬тельными актами Российской Федерации и взимаемая на всей территории страны. Плата за воду в пределах норматива, установленная по определенной ставке, входит в затраты на производство, а при сверх¬нормативном потреблении многократно увеличивается и относится на прибыль предприятия. Таким образом, плата за воду симулирует рациональное водопользование и размещение водоемких производств.

Действующая система налогообложения Российской Федерации предусматривает уплату следующих налогов, включаемых в себестои¬мость продукции: отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (эти отчисления характерны для продавцов товаров, которые для их производства используют сырьевые ресурсы: нефть, газ, уголь, железную руду и железорудные окатыши, огнеупорные изделия, концентраты цветных металлов, цемент, древесину и др.); плата за пользование водными объектами; плата за выбросы в окружающую среду; земельный налог; платежи за пользование природными ресурсами; отчисления на воспроизводство лесных ресурсов; транспортный налог, взимаемый с владельцев транспортных средств; отчисления в дорожные фонды.

Заключение:

Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена, и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.

В экономике современной России цены постоянно растут, отражая в определённом отношении конъюнктуру рынка. Их рост обусловлен:

1. повышением спроса над предложением;

2. ажиотажным спросом на товары, поглощающим запасы товаров из-за неуверенности потребителя в стабильности рынка;

3. ростом монопольных цен без учёта качества товаров и их потребительских свойств.

Для того чтобы цены эффективно выполняли свои функции, необходим чёткий механизм ценообразования. Прежде всего, он должен быть объективным, что означает – рыночным.

Цены – решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности. Рынок диктует условия выживания. Правильно выбранная ценовая стратегия, грамотная тактика формирования цен, экономически верные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, фирмы, банка, независимо от формы собственности.

Цена – это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец предлагает товар, а покупатель готов его купить.

Цена количества товара составляет его стоимость, цена – денежная стоимость товара. В цене фокусируются все основные экономические отношения в обществе. Она влияет на производство и реализацию товара, формирование стоимости, создание и распределение, использование денежных накоплений. Цена воздействует на все товарно-денежные отношения.

Похожие работы на данную тему