Диагностика коммуникативных способностей

Название работы: Диагностика коммуникативных способностей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

106 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Глава I. Коммуникативные способности и невербальные характеристики.

1.1. Коммуникативные способности, их характеристики.

1.2. Направления исследований невербального общения.

1.3. Направления диагностики коммуникативных способностей по невербальным характеристикам.

1.4. Личностные качества руководителей ресторанного бизнеса.

1.5. Подбор кадров на должность руководителя ресторанного бизнеса.

Глава II. Экспериментальное изучение коммуникативных способностей по невербальным характеристикам у руководителей ресторанного бизнеса.

2.1. Описание проведенного исследования

2.2. Анализ и обсуждение результатов

2.3. Анализ результатов, полученных методами математической статистики.

2.4. Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в процессе общения обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации. Известно, что мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе. Через невербальную коммуникацию передается от 60 до 80% информации, тогда как через вербальную только 20-40% . Наиболее веским аргументом в пользу приоритета невербального языка над вербальным служат результаты, свидетельствующие об интернациональном характере основных мимических картин, поз, наборов жестов, а также данные о чертах жестикуляции и мимики, которые выступают этическими признаками человека, например, врожденные способы выражения эмоций. Спонтанное невербальное поведение постепенно дополняется символической мимикой, жестами, интонациями, позами, использование которых основано на культурном, групповом, ситуативном соглашении и невозможно без предварительного обучения. Структура, содержание, форма невербального поведения, его актуализация обусловлены многовековой практикой общения.

Невербальное поведение партнеров одновременно выступает как условие познания их личности, возникновения отношения, как своеобразная форма обращения друг к другу. Именно в общении ярко проявляется индикативно-регулятивная функция невербального поведения личности.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена, прежде всего, тем влиянием, которые оказывают невербальные характеристики личности на процесс общения, с другой стороны – диагностика и анализ невербальных характеристик может помочь лучше осознать, что происходит с партнером по общению.

Глава 2:

Как видно в таблице 14, выявлена положительная корреляционная зависимость между уровнем стресса и проницательностью (r= 0,57) и самостоятельностью (r= 0,43) в группе руководителей высокого уровня коммуникативных способностей. То есть, чем более руководитель высокого уровня коммуникативных способностей подвержен стрессу, тем более он расчетлив и отстранен, тем более он независим от группы.

Итак, проведение исследования, анализ его результатов подтвердили гипотезы о том, что уровень коммуникативных способностей и невербальные характеристики взаимосвязаны и определяются личностными особенностями. Также подтвердилась гипотеза о том, что уровень коммуникативных способностей руководителей ресторанного бизнеса можно определить по невербальным характеристикам. И низкий уровень коммуникативных навыков является следствием неотработанных моделей взаимодействия с людьми и провоцирует проявления невротизации и проявления дистресса.

Заключение:

Подводя итоги проведенного исследования, можно отметить, что в данной работе мы рассмотрели проблему коммуникативных способностей по невербальным характеристикам.

Теоретический анализ позволяет нам сделать следующие выводы:

Анализ исследований по проблемам коммуникативных способностей показал, что существуют разные подходы к пониманию этого феномена. Коммуникативные способности, как:

1. комплексное многоуровневое личностное образование;

2. социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения;

3. совокупность коммуникативных характеристик личности;

4. способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты.

При диагностике коммуникативных способностей необходимо комплексно оценивать невербальные признаки: особенности движения глаз и мимики лица; соответствие жестов и поз содержанию передаваемой информации. Интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать следующие моменты: уникальность невербального языка; неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием; изменчивость способов невербального выражения; зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навыков кодирования невербальных сообщений. Интерпретация невербального поведения — творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям, социального интеллекта, то есть того, что называют коммуникативной компетентностью.

Значимость для подчиненных черт руководителя, при которых осуществляется добровольное подчинение ему на основании доверия связано с авторитетом руководителя. Существует взаимосвязь престижа должности и авторитета личности руководителя. Их равновесие свидетельствует о правильном соотнесении престижа должности и действий руководителя по утверждению своего авторитета. Авторитет личности более значим и индивидуален, потому руководитель должен быть обеспокоен тем, насколько люди верят в его знания, опыт, личностные качества.

Экспериментальное исследование подтвердило гипотезу о том, что уровень коммуникативных способностей руководителей ресторанного бизнеса зависит от невербальных характеристик общения.

На основании методики Р. Кеттела были выделены 2 группы руководителей с разным уровнем коммуникативных способностей.

Похожие работы на данную тему