Жизнь и творчество Леонардо да Винчи

Название работы: Жизнь и творчество Леонардо да Винчи

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Культурология

Страниц:

26 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Жизненный и творческий путь Леонардо 6

§ 1. Детство Леонардо 6

§ 2. Флорентийский период деятельности 7

§ 3. Миланский и последующие периоды жизни и творчества Леонардо 8

Глава II. Леонардо и наука 10

§ 1. Уровень научных знаний эпохи Возрождения и гениальность Леонардо 10

§ 2. Научные достижения Леонардо 12

Глава III. Леонардо и искусство 18

§ 1. Отношение Леонардо к искусству 18

§ 2. Художественное наследие Леонардо 20

Заключение 25

Литература 26

Выдержка:

Введение:

Человеку – представителю победоносного, разумного и прекрасного ро-да – спело гимн искусство древности. Человека неудовлетворенного, жажду-щего недосягаемой справедливости, раскрыло средневековое искусство. Но образ волевого, интеллектуального человека – творца своей судьбы, творца самого себя – создало только Возрождение.

Эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.) с ее глубоким интересом к культур-ному наследию античности явилась, по выражению швейцарского историка Я. Буркхардта, «открытием человека». Формирование нового мироощущения, нового мировоззрения приводит к возникновению идеологии гуманизма. Суть гуманизма как социокультурного феномена в том, что в противоположность господствовавшим во времена средневековья воззрениям на ничтожность че-ловека личность провозглашается высшей ценностью. Человек свободен, об-ладает достоинством, способностью к творческому развитию, его знания – со-циальная сила, могущество и торжество разума – таковы принципы нового ви-дения человека. Рождается новое мировоззрение, основными чертами которого являются натурализм, индивидуализм и рационализм.

Известно несколько ступеней Возрождения (Ренессанса): проторенес-санс, который в Италии длился примерно полтора столетия; Ранний Ренессанс – длился около столетия и Высокий Ренессанс – всего лет тридцать. Высокое Возрождение называют «золотым веком» итальянского искусства, а Италию – классическим очагом ренессансной культуры.

Нет нужды идеализировать эту эпоху, представлять ее лучше, чем она была на самом деле. То была эпоха не для слабых душ, наполненная напря-женными классовыми битвами и кровавыми междуусобицами: ее деятели стремились к власти, не останавливаясь перед средствами; ростовщики делали головокружительную карьеру; политики не брезговали циничными методами, открыто провозглашая силу как основу права.

Вместе с тем это была эпоха бурного творческого подъема, освободив-шегося от гипноза Церкви; жаждущего познать и понять мир, эпоха больших открытий, которая, по словам Ф. Энгельса, «нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонно-сти и учености».

Первыми Адамами эпохи Высокого Ренессанса были Леонардо да Вин-чи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, четыре гения, каждый из которых – це-лый мир, законченный, совершенный, впитавший в себя все знания, все дос-тижения предыдущего века и вознесший их на ступени, человеку до тех пор недоступные.

........

Глава 2:

Дать Леонардо оценку как ученому невозможно: слишком много его бу-маг утрачено, а те, что остались, в таком беспорядке, что вряд ли кто-нибудь сможет проследить по ним эволюцию его идей. Проблема еще больше услож-няется из-за эклектизма Леонардо. Известно, что он с легкостью заимствовал, в не¬тронутой или измененной форме, идеи своих современников. К тому же в наших руках очень мало сохранившихся письменных материалов, которые сказали бы нам, у кого или из какого источника взяты эти заимствования.

Когда после падения Лодовика Сфорца Леонардо покидал Милан, он чувствовал свою творческую мощь. Ему было около пятидесяти, его ум стре-мился проникнуть в отдаленнейшие пределы мироздания. Ученый в нем начал потеснять художника.

Леонардо был гением в науке, инженерном деле и в механике; чтобы лучше оценить это, следует хотя бы коротко ознакомиться с уров¬нем знаний его времени. В средние века, которые предшествовали Воз¬рождению (иногда их называют «темными»), научный прогресс в Европе шел удивительно мед-ленно. Когда Леонардо появился на свет, Европа напоминала разрушенный чердак, набитый рухлядью – плодами антич¬ного разума, из которых думаю-щий человек должен был выбирать то, что считал стоящим. В то время люди верили, что земля плоская, что вода в океанах возле экватора кипит, что ад на-ходится под землей, а рай – в небесной голубизне и что неиссле¬дованные час-ти света населены уродами и чудовищами. Господствовал авторитет Церкви.

Леонардо глядел назад, в сторону античных ученых, идеи которых в его время были блестяще развиты такими выдающимися мыслителями, как архи-тектор и теоретик искусства Леон Баттиста Альберта, математик фра Лука Па-чоли, врач Марк Антонио делла Торре и другими.

Чтобы хотя бы вкратце рассказать о взглядах и убеждениях Леонардо, потребовались бы десятки страниц. Однако о некоторых из них стоит упомя-нуть. Он придерживался идей Пифагора о том, что земля имеет сферическую форму, что материя состоит из четырех элементов: земли, воздуха, огня и во-ды, и что гармония и пропорции определяются числами. От Платона он вос-принял тезис о том, что между человеком и Вселенной существует взаимное родство (доктрина макрокосма и микрокосма, согласно ей, Вселенная, макро-косм, – это гигантский живой организм, а человек, микрокосм, – вселенная в миниатюре).

Леонардо принимал идею Платона о макрокосме и микрокосме, но ре-шительно отказывался принимать его доктрину об идеях, которой от¬рицается прямая очевидность смысла. С начала и до конца он оставался художником, погруженным в наблю¬дение материального мира: бесконечно доверчивым к зрению. «Тот, кто теряет зрение, теряет видение Вселенной и становится по-хож на заживо погребенного, который все еще двигается и дышит в своей мо-гиле, – писал он. – Разве ты не видишь, что глаз охватывает красоту всего ми-ра? Он господин астрономии; он направляет все искусства и помогает разви-ваться им... Он управляет всеми отделами математики и всеми са¬мыми непо-грешимыми науками». Если бы кто-нибудь сказал Леонардо, что очевидности органов чувств нельзя доверять, такой человек показался бы ему либо дура-ком, либо шарлатаном.

Когда Леонардо употреблял слова «искусство», «наука», «математика», то смысл их несколько отличался от современного. Возлюбленная им матема-тика – «единственная наука, которая содержит в себе собственное доказатель-ство», – состояла для него прежде всего из геометрии и за¬конов пропорции. Его привлекало лишь то, что можно узреть; абстракции, ассоциирующиеся с современной высшей математикой, не представляли для него никакого интере-са. Согласно определению Леонардо, искусство (и особенно живопись) – это наука, более того, даже «королева наук», потому что она не только дает зна-ние, но и «передает его всем поколениям во всем мире».

..........

Заключение:

Мир перешагнул порог нового тысячелетия. С надеждой и тревогой за судьбы цивилизации мы смотрим в будущее. Какие прогнозируемые сценарии воплотятся в действительность? Ответы даст сама жизнь. Одно известно, что у человека есть свобода выбора: умножать силы зла или активно созидать добро.

Мы должны преклоняться перед людьми, которые веками с особой стра-стью делали культуру. Приобщение к этой страсти должно стать толчком для теперешней художественной и исследовательской работы.

По моему мнению, произведения эпохи Возрождения должны быть по-стоянно перед глазами нынешних поколений. Ведь то, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной куль-туры, утверждением идеалов гуманизма. Это было концом средневековья и началом новой эры. Проводники новой культуры называли себя гуманистами, провозглашая право человека на свободу, счастье, признавая благо человека основой социального устройства, утверждая принцип равенства, справедливо-сти, человечности в отношении между людьми и освобождает их от религиоз-ных пут. Хотелось бы, чтобы искусство стало неотъемлемой частью общест-венной жизни, чтобы шедевры его вызывали подлинно народное ликование.

В нашей будничной жизни, в суматохе уходящих дней мне вспомнятся высветленные, иногда замечательно красивые, иногда неправильные, но всегда значительные, внутренне до конца нераскрытые и потому немного таинствен-ные лица. Непременно вспомнится и Мона Лиза (Джаконда), ускользающая от всех толкований, непостижимо спокойная и всегда покрытая неразгаданной тайной.

......

Похожие работы на данную тему