Красноречие в России

Название работы: Красноречие в России

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Русский язык культура речи

Страниц:

19 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. НАЧАЛО И РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ D РОССИИ 4

2. «РИТОРИКА» М.В. ЛОМОНОСОВА 8

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РИТОРИКИ 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

ЛИТЕРАТУРА 18

Выдержка:

Введение:

Определить понятие красноречия можно как «образцовая речь» – речь вы-разительная, логично организованная, отличающаяся грамматической и орфо-эпической правильностью, точностью в употреблении слов и лексическим раз-нообразием. Выдающийся русский языковед, лексикограф, профессор С. И. Ожегов подчеркивал: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Правильной речью назы-вается та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка... Но культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она за-ключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения сво-ей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая) и, следовательно, стили-стически оправданное».

К индивидуальной культуре речи, к речевому поведению человека во все времена предъявлялись высокие требования. Учение о стиле и содержании эф-фективной и образцовой речи, ее основных качествах существовало с давних времен: этим занималась древнейшая наука – риторика. В России развитие рито-рических идей началось в XVII в. Первые русские и общедоступные руководства по красноречию были написаны М. В. Ломоносовым («Риторика»). В конце XVIII – начале XIX в. сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия: значительные исследования по ри-торике этого времени связаны с именами М. М. Сперанского, А. С. Никольского, И. С. Рижского.........

Глава 2:

Для того чтобы быть хорошим пропагандистом и популяризатором науки, надо владеть словом, особыми приемами привлечения внимания слушателей. Ведь недаром же на одной лекции мы сидим не шелохнувшись, стараясь не про-пустить ни слова докладчика, а на другой – вздыхаем, зеваем, смотрим на часы. Качество лекции зависит от мастерства выступающего, а оно, в свою очередь, – от умения владеть аудиторией.

Ораторскому искусству можно научиться. Для желающих овладеть им Ломоносов и написал свою «Риторику», которая имела принятое по тем време-нам такое длинное название: «Краткое руководство к красноречию. Книга пер-вая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красно-речия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные нау-ки». (Вторая и третья книги Ломоносовым написаны не были.)

Во введении ученый пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению...

К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук».

Пересказать подробно «Риторику» Ломоносова трудно, так как этот объе-мистый труд содержит около трехсот страниц текста. На них – различные рито-рические правила; требования, предъявляемые к лектору; мысли о его способно-стях и поведении при публичных выступлениях; многочисленные поясняющие примеры. Отметим основные положения, указанные ученым, которые не поте-ряли своего значения и в наши дни.

«Риторика есть учение о красноречии вообще... В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложен-ной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется.....

Заключение:

Риторика в настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы построе-ния художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи. Формы существования риторических структур - сверхфразовые единства: текст, слож-ное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое.

В средние века риторика вошла в число изучаемых предметов в университеты и школы многих стран, в том числе и в России.

Знаменательно появление в России в XVII – XIX в.в. большого количества учебников по риторике (красноречию, сладкоречию, витийству, теории словесности и т.д.). В библиографии учебных книг по риторике около 150 наименований. При этом первая из них - митрополита Макария, датирована 1617 – 1619 гг., последняя - 1923 г. Д. Н. Овсянико-Куликовского.

Первым учебником риторики на русском языке было « Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» (1743 г.) М.В.Ломоносова. До этого времени риторика пи-салась и выходила в России на латыни и церковно-славянском языке. В этом труде говорится, что « риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать…». Дан-ное определение риторики отражает сложившийся к тому времени взгляд на риторику как на науку, которая учит искусному - не только устному, но и письменному общению.

Все последующие российские риторики писались на основе риторики Ломоносова (И.С.Рижский, Н.Ф.Кошанский, А.С.Никольский, Е. Кари и др.). Небезынтересно отметить, что в 1877 году вышла «Детская риторика, или Благоразумный вития к пользе и употребле-нию юношества сочинённый». В названии книги точно отражён её адресат: дети, юношество. Адресатно – ориентированные учебники риторики получили широкое распространение в Рос-сии: для дворян (Феоктист Мочильский), в пользу молодых девиц (К.Глинка), для учащихся в российских духовных училищах (А. Никольский), военное красноречие (Я. В. Толмачёв) и др.

Известно, что к середине XIX в. в России, как и во многих других европейских странах, риторика подверглась резкой критике за схоластику, схематизм, рецептурность. Она вытесня-лась другими предметами - вначале теорией словесности (где предметом изучения становятся главным образом художественная речь, тропы), а затем (конец XIX – начало XX вв.) культу-рой речи (где главным предметом внимания становятся нормы литературного языка). ..........

Похожие работы на данную тему