Проблема соотношения международного и внутригосударственного права в зарубежной и российской науке международного права

Название работы: Проблема соотношения международного и внутригосударственного права в зарубежной и российской науке международного права

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Международное право

Страниц:

16 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРАВО 4

2. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА 7

3. МЕЖДУНАРОДНОЕ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Выдержка:

Введение:

ХХ век оказался самым жестоким из всех известных истории. Вооруженные конфликты разного масштаба продолжались непрерывно. Жертвы, принесенные на алтарь бога войны, ста-ли измеряться десятками миллионов. Достижения науки и техники использовались прежде все-го в военных целях. В наше время над человечеством навис дамоклов меч глобальной ядерной катастрофы. Хранимые государствами тысячи ядерных зарядов с достаточной степенью веро-ятности могут выйти из-под контроля - при этом нельзя исключить и случайность. Крайне ост-ро стоит проблема предотвращения распространения оружия массового поражения. Все более грозную опасность представляют деградация окружающей среды и международный терроризм. И это далеко не все глобальные проблемы, угрожающие человеческой цивилизации. Впервые в истории встал вопрос о выживании человечества.

Особенность названных проблем в том, что они являются глобальными и могут быть ре-шены лишь совместными усилиями государств. Международное сообщество должно стать со-обществом спасения человечества. Для этого необходим более высокий уровень управления социальными процессами как на национальном, так и на глобальном уровне. Существенное со-вершенствование управления выдвинулось на первый план. В результате возрастает роль таких инструментов управления, как государство, международные организации, право. Особое значе-ние приобретает взаимодействие международного и внутреннего права государств.

В принятой на "Саммите тысячелетия" в 2000 г. Декларации тысячелетия ООН выражена решимость "повысить уважение к верховенству права в международных и внутренних делах:" . В этом положении нашла выражение идея единства международной и внутренней законности.

Характерная черта современного международного права состоит в том, что осуществление им своих функций возможно лишь при все более тесном взаимодействии с внутренним правом государств. С другой стороны, нормальное функционирование национальных правовых систем зависит от взаимодействия с международным правом. Углубление взаимодействия междуна-родного и внутригосударственного права носит характер объективной закономерности, которая отражает более общую закономерность - углубление взаимодействия национального общества с мировым сообществом.

Как в отечественной, так и в зарубежной литературе зачастую высказывается мнение, что "глобализация стирает грань между внутренней и внешней сферой деятельности, между внут-ренней и внешней политикой" . В этом видится определенное преувеличение. Обе сферы тесно переплетаются, взаимодействуют, но грань между ними не стирается. Аналогичные концепции существуют и в юриспруденции, в том числе в отечественной. Утверждают, что в условиях глобализации концепция объективных границ международного права должна отойти в про-шлое. Сегодня оно создает права и обязательства не только для государств, но и непосредст-венно для физических и юридических лиц, имеет прямое действие во внутригосударственной сфере........

Глава 3:

Об углублении взаимодействия двух систем права, его характерных чертах и тенденциях развития свидетельствует, прежде всего, конституционное право, представляющее основу пра-вовой системы государства.

Конституции, как, впрочем, и все внутреннее право, характеризовались интровертностью: они целиком были обращены внутрь государства, внешняя политика оставалась вне правового регулирования. Отражая существующее положение, Г. Фихте разработал концепцию закрытого государства, которая доминировала в политическом мышлении в течение XIX и большей части ХХ века.

Редкие исключения из общего правила объясняются особыми историческими условиями. Так, небольшие разделы о внешних сношениях содержали конституции революционной Фран-ции.

Первой конституцией, содержавшей статью о статусе международных договоров во внут-реннем праве, была Конституция США 1787 года. "Настоящая Конституция и законы Соеди-ненных Штатов, которые будут издаваться в соответствии с ней, и все международные догово-ры, заключенные или которые будут заключены властью Соединенных Штатов, будут высшим правом страны" (ст.VI). Более того, Конституция прямо предписывала судам наряду с законами применять договоры (ст.III (2)), которые таким образом признавались непосредственно дейст-вующими. Объяснение данных положений видится в стремлении федеральной власти лишить штаты возможности принимать правовые акты, противоречащие договорам федерации. Консти-туция специально оговаривает, что ни один штат не имеет права издавать "законы, уничто-жающие обязательную силу договоров" (ст.I (10)).

Установление принципа равенства закона и договора дает возможность отменять ранее за-ключенный договор последующим законом. Это положение было распространено и на нормы общего международного права. В доктринальной кодификации Американского института права говорится: "Закон Конгресса превалирует над ранее принятой нормой международного права или положением международного соглашения как нормой права Соединенных Штатов..." . Это положение было воспроизведено и подтверждено Верховным Судом в 1988 г. по делу, связан-ному с представительством Организации освобождения Палестины при ООН .

Американская правовая система, как и большинство правовых систем других государств, исходит из признания примата конституции над всеми иными нормами, включая и те, что сво-им возникновением обязаны международному праву. Вместе с тем это положение доводится до явно беспрецедентных пределов. В упоминавшейся кодификации Американского института права говорится: "Действуя в пределах своих конституционных полномочий, Президент может обладать по Конституции властью совершать такие действия, которые представляют нарушение международного права Соединенными Штатами". Как видим, признание абсолютного примата конституций над международным правом порождает весьма серьезные проблемы.

Конституция США была первой, ясно признавшей юридическую силу международных до-говоров и определившей их статус в праве страны. Соответствующее положение оказало влия-ние и на конституции, принятые на постсоветском пространстве. Так, Конституция Украины воспроизводит формулу Конституции США, устанавливая, что действующие международные договоры "являются частью национального законодательства Украины" .

Между тем договор не может быть частью "законодательства", поскольку последнее со-стоит из законов. Он может быть частью права страны, которое состоит не только из законода-тельных, но и из иных норм, включая нормы, инициированные международным правом. В про-екте Конституции РФ содержалась формулировка, аналогичная той, что закреплена в Консти-туции Украины.....

Заключение:

Все сказанное позволяет сделать определенные выводы. Постепенно конституции госу-дарств обретают черты основных законов членов международного сообщества. Это находит выражение, в первую очередь, во все более широком признании приоритета международного права. Наблюдается тенденция к росту роли международного права. Знаменательно, что ее кон-статируют не только юристы-международники, но и, например, компаративисты .

Углубление взаимодействия международного и внутреннего права государств ведет к об-разованию глобальной правовой системы или суперсистемы. В ее рамках национальные право-вые системы активно взаимодействуют друг с другом, с региональными системами и общим международным правом. В основе ее лежит принцип демократии, дающий возможность согла-сования различных правовых систем. Такая система не имеет ничего общего ни с мировым го-сударством и соответствующим правом, ни с аналогичными концепциями. Этот факт отмечает-ся не только учеными .

В формировании глобальной правовой системы сделаны важные, но лишь первые шаги. Процесс будет длительным и сложным. При этом ее не следует понимать упрощенно, как озна-чающую стандартизацию национальных правовых систем. Такое понимание весьма распро-странено среди западных политиков и ученых, полагающих, что правовые системы всех стран будут перестраиваться по западному образцу. Документы ООН подчеркивают значение сохра-нения многообразия цивилизаций. В Декларации тысячелетия ООН говорится: "Различия внут-ри обществ и между ними не должны ни вызывать опасений, ни подавляться, они должны обе-регаться как ценный вклад в человеческую цивилизацию. Культуру мира и диалог между всеми цивилизациями следует активно поддерживать".

Речь идет о создании такой глобальной правовой системы, которая обеспечила бы нор-мальное функционирование как взаимосвязанных национальных обществ, так и мирового по-рядка, способного создать условия для решения глобальных проблем. Она будет опираться на принципы демократии, общепризнанные права человека и верховенство права. Это подчеркива-ется и упомянутой Декларацией ООН: "Мы не пожалеем усилий для поддержки демократии и верховенства права, а также уважения международно признанных прав человека и основных свобод, включая право на развитие".....

Похожие работы на данную тему