ВВЕДЕНИЕ
ХХ век оказался самым жестоким из всех известных истории. Вооруженные конфликты разного масштаба продолжались непрерывно. Жертвы, принесенные на алтарь бога войны, ста-ли измеряться десятками миллионов. Достижения науки и техники использовались прежде все-го в военных целях. В наше время над человечеством навис дамоклов меч глобальной ядерной катастрофы. Хранимые государствами тысячи ядерных зарядов с достаточной степенью веро-ятности могут выйти из-под контроля - при этом нельзя исключить и случайность. Крайне ост-ро стоит проблема предотвращения распространения оружия массового поражения. Все более грозную опасность представляют деградация окружающей среды и международный терроризм. И это далеко не все глобальные проблемы, угрожающие человеческой цивилизации. Впервые в истории встал вопрос о выживании человечества.
Особенность названных проблем в том, что они являются глобальными и могут быть ре-шены лишь совместными усилиями государств. Международное сообщество должно стать со-обществом спасения человечества. Для этого необходим более высокий уровень управления социальными процессами как на национальном, так и на глобальном уровне. Существенное со-вершенствование управления выдвинулось на первый план. В результате возрастает роль таких инструментов управления, как государство, международные организации, право. Особое значе-ние приобретает взаимодействие международного и внутреннего права государств.
В принятой на "Саммите тысячелетия" в 2000 г. Декларации тысячелетия ООН выражена решимость "повысить уважение к верховенству права в международных и внутренних делах:" . В этом положении нашла выражение идея единства международной и внутренней законности.
Характерная черта современного международного права состоит в том, что осуществление им своих функций возможно лишь при все более тесном взаимодействии с внутренним правом государств. С другой стороны, нормальное функционирование национальных правовых систем зависит от взаимодействия с международным правом. Углубление взаимодействия междуна-родного и внутригосударственного права носит характер объективной закономерности, которая отражает более общую закономерность - углубление взаимодействия национального общества с мировым сообществом.
Как в отечественной, так и в зарубежной литературе зачастую высказывается мнение, что "глобализация стирает грань между внутренней и внешней сферой деятельности, между внут-ренней и внешней политикой" . В этом видится определенное преувеличение. Обе сферы тесно переплетаются, взаимодействуют, но грань между ними не стирается. Аналогичные концепции существуют и в юриспруденции, в том числе в отечественной. Утверждают, что в условиях глобализации концепция объективных границ международного права должна отойти в про-шлое. Сегодня оно создает права и обязательства не только для государств, но и непосредст-венно для физических и юридических лиц, имеет прямое действие во внутригосударственной сфере .
3. МЕЖДУНАРОДНОЕ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО
Об углублении взаимодействия двух систем права, его характерных чертах и тенденциях развития свидетельствует, прежде всего, конституционное право, представляющее основу пра-вовой системы государства.
Конституции, как, впрочем, и все внутреннее право, характеризовались интровертностью: они целиком были обращены внутрь государства, внешняя политика оставалась вне правового регулирования. Отражая существующее положение, Г. Фихте разработал концепцию закрытого государства, которая доминировала в политическом мышлении в течение XIX и большей части ХХ века.
Редкие исключения из общего правила объясняются особыми историческими условиями. Так, небольшие разделы о внешних сношениях содержали конституции революционной Фран-ции.
Первой конституцией, содержавшей статью о статусе международных договоров во внут-реннем праве, была Конституция США 1787 года. "Настоящая Конституция и законы Соеди-ненных Штатов, которые будут издаваться в соответствии с ней, и все международные догово-ры, заключенные или которые будут заключены властью Соединенных Штатов, будут высшим правом страны" (ст.VI). Более того, Конституция прямо предписывала судам наряду с законами применять договоры (ст.III (2)), которые таким образом признавались непосредственно дейст-вующими. Объяснение данных положений видится в стремлении федеральной власти лишить штаты возможности принимать правовые акты, противоречащие договорам федерации. Консти-туция специально оговаривает, что ни один штат не имеет права издавать "законы, уничто-жающие обязательную силу договоров" (ст.I (10)).
Установление принципа равенства закона и договора дает возможность отменять ранее за-ключенный договор последующим законом. Это положение было распространено и на нормы общего международного права. В доктринальной кодификации Американского института права говорится: "Закон Конгресса превалирует над ранее принятой нормой международного права или положением международного соглашения как нормой права Соединенных Штатов..." . Это положение было воспроизведено и подтверждено Верховным Судом в 1988 г. по делу, связан-ному с представительством Организации освобождения Палестины при ООН .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). – М., Республика, 1994.
2. Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномо-чий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государст-венной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ // Россий-ская газета. 1999. 30 июня.
3. Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъ-ектов Российской Федерации" от 4 января 1999 года N 4-ФЗ // Российская газета. 1999. 6 янв.
4. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ // Российская газета. 1995. 21 июля.
5. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. // СЗ РФ. 2002. N 7.
6. Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе. М.: Право, 1994.
7. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.
8. Кочетов Э.Г. Геоэкономика. М., 1999.
9. Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Фе-дерации. Тюмень, 1998.
10. Марочкин С.Ю. Соотношение юридической силы норм международного и внутригосудар-ственного права в правовой системе Российской Федерации // Российский журнал междуна-родного права. 1997. N 2.
11. Мартыненко П.Ф. Внешняя политика как конституционная категория социализма // Вестник Киевского университета. Международные отношения и международное право. 1987. Вып.4.
12. Поленина С.В. Взаимодействие международной и внутригосударственных правовых систем // Правовая система социализма. Кн. 2. М., 1987.
13. Семенов В.С., Прагнюк О.Я. Мiжнародно-правовi аспекти Конституцii Украiни. Киiв, 1998.
14. Тиунов О.И. Конституционный Суд России и международное право // Российский ежегод-ник международного права. 1995.
15. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999.