Анализ конкурентоспособности фирмы и ее товаров на рынке

Название работы: Анализ конкурентоспособности фирмы и ее товаров на рынке

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Маркетинг

Страниц:

39 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА В УСЛОВИЯХ РЫНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5

1.1. СУЩНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 5

1.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА 8

1.3 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА И КОНКУРЕНТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 10

2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОВ 13

2.1. ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 13

2.2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ПРОФКОМ» 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Выдержка:

Введение:

Несомненно, что рыночная конкуренция в России не только весьма интен-сивна, но и с каждым годом обостряется. Компания должна постоянно сравни-вать свои товары, цены, каналы распределения, мероприятия по продвижению и рекламные компании с продукцией и маркетинговой политикой конкурентов и определять свои конкурентные преимущества и недостатки. Необходимо от-метить что, становление рыночных отношений в России проходит на фоне кар-динальных перемен в обществе и сознании каждого человека. При командно-административной экономике понятие конкуренции между производителями отсутствовало. При переходе к рыночным отношениям все больше внимания уделяется конкурентным взаимоотношениям между товаропроизводителями. Оценка конкурентной среды на товарных рынках или в отраслях народного хо-зяйства является одним из методов оценки конкуренции. По уровню конку-рентной среды можно судить о привлекательности того или иного товарного рынка либо для потенциальных инвесторов, либо для новых хозяйствующих субъектов. Таким образом, оценка конкурентной среды является одним из важ-нейших процессов развития рыночных отношений в России.

Основная цель, поставленная перед работой – комплексная оценка состоя-ния конкурентоспособности фирмы и ее товаров на рынке.

Конкурентоспособность - это характеристика товара или услуги, отра-жающая его отличие от товара (услуги) - конкурента как по степени соответст-вия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетво-рение. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособ-ность анализируемого товара по отношению к товару - конкуренту. Базой оцен-ки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.

Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потреб-ности.

Глава 2:

Сейчас мы можем наблюдать эволюцию подходов методов оценки КСП товара в российском бизнесе. Тенденция развития и изменения методов стала появляться совсем не давно. Ведь в первые годы рыночных отношений наблю-далась, в буквальном смысле, паника из-за наплыва высококачественного и по-рой дешёвого товара из-за рубежа. Большинство предприятий не смогли адап-тироваться к быстро меняющейся окружающей среде и, как результат, конку-рентоспособность их товара молниеносно упала. Методы оценки конкуренто-способности не исходили из принципа, что «клиент всегда прав» и «всё для по-требителя». В результате чего «в главу угла» ставили товар и его характеристи-ки, не придавая значение потребительской ценности. Оценка производилась путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами ба-зы сравнения [7].

Сравнения проводились по группам технических и экономических пара-метров. При оценке использовались дифференциальные, комплексные и сме-шанные методы оценки.

Сначала появились дифференциальные методы оценки. Дифференциаль-ный метод оценки основан на использовании единичных параметров взятого продукта и сопоставляемого с ним образца (или потребности). В результате оп-ределяют, достигнут ли уровень в целом, по каким параметрам он отстает, ка-кие из них максимально отличаются от базовых.

При оценке КСП по нормативным параметрам единичный показатель мо-жет принимать только два значения: 1 и 0. Если анализируемый товар соответ-ствует обязательным нормам и стандартам, этот показатель равен 1; в против-ном случае показатель приравнивается к нулю.

Однако дифференциальный метод дает возможность лишь констатировать факт КСП продукта или наличия у него недостатков по сравнению с товарами-аналогами и фактически не позволяет решать более сложные задачи.

Вслед за дифференциальным методом, появился комплексный метод оцен-ки КСП продукта. Он основан на применении комплексных (групповых, обоб-щенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемого продукта и образца.

Если хотя бы один из единичных показателей равен 0 (то есть продукция по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то групповой показатель также равен 0, что говорит о неконкурентоспособности данного то-вара на рассматриваемом рынке.

Полученный групповой показатель Iтп характеризовал степень соответст-вия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потре-бителей; основой для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах ры-ночных исследований, спросов потребителей, семинаров, выставок образцов; в случае трудностей, возникающих при проведении рыночных исследований, а также в целях упрощения расчетов и проведения ориентировочных оценок из технических параметров могла быть выбрана наиболее весомая группа или применен комплексный параметр – полезный эффект, который в дальнейшем участвует в сравнении (для повышения точности оценки необходимо учесть влияние на его величину эргономических, эстетических и экологических пара-метров).

Заключение:

Таким образом, из вышеизложенного следует:

Конкурентоспособность любой продукции может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и, следовательно, является отно-сительным показателем.

По своей сути она отражает отличие продукции от товара конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности.

Для того чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо объекта, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответ-ствия конкретной общественной потребности, но и учесть при этом затраты на маркетинг и затраты потребителя на покупку и использование для удовлетво-рения своей потребности.

Если конкурентоспособность продукции значительно высока, необходимо обеспечить достаточно массовый ее выпуск и поставку на рынок, чтобы полно-стью удовлетворить и все увеличивающийся спрос. Если этого не обеспечить, потенциальные покупатели будут вынуждены приобретать товары конкурентов и тогда фирма будет нести убытки.

Вот почему показатели конкурентоспособности товара необходимо зада-вать во время проектирования с большим запасом, то есть с учетом выводов прогноза конкуренции. Вместе с тем следует помнить, что разработка товара с очень высокой конкурентоспособностью требует длительного времени и боль-ших расходов, так что нередко выгоднее поступиться некоторыми показателя-ми, чтобы раньше конкурентов выйти на рынок и завоевать внимание покупа-телей.

Каждый товар имеет собственный жизненный цикл обращения или при-сутствия на рынке, период определённой рыночной устойчивости, и рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или более дешёвым товаром.

Постоянно отслеживать жизненный цикл товара, уделяя особое внимание этапам роста и зрелости.

Ежеквартально обсуждать с основными клиентами ассортимент продукции и выявлять недостатки в товаре. Просматривать предложения поставщиков, следить за спросом на рынке, для того чтобы предложить клиентам наиболее подходящие продукты. Для этого надо формировать спрос на определённые то-вары. Этого можно добиться участвуя в выставках, ярмарках, распродажах.

Похожие работы на данную тему