Роль бюджета в национальной экономической системе

Название работы: Роль бюджета в национальной экономической системе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

37 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Сущность и значение бюджета в национальной

экономической системе 5

1.1. Понятие бюджета 5

1.2. Бюджетные классификации 7

1.3. Государственный бюджет в экономике рыночного

и нерыночного типа 9

1.4. Функции бюджета 12

Глава 2. Современное состояние и актуальные проблемы

государственного бюджета 19

2.1. Современные проблемы сбалансированности бюджета в России 19

2.2. Профицит и финансовый резерв 22

2.3. Проблема государственного долга 24

Глава 3. Пути решения проблем государственного бюджета 28

3.1. Профицит бюджета: доводы за и против 28

3.2. Рационализация финансирования бюджетного

дефицита и управление государственным долгом 29

Заключение 33

Библиография 36

Приложения 38

Выдержка:

Введение:

Любое современное рыночное государство базируется на мощной экономической основе, представляющей собой государственный сектор экономики и государственные финансы. Эта сфера охватыва¬ет значительную долю природных ресурсов, производственного, не¬производственного и финансового капитала, 40—50% национального дохода страны [19, С. 22]. Составляя объект единой государственной формы собственности, она может функционировать и развиваться только в плановой форме через механизм согласованного принятия решений.

Следовательно, важнейшим элементом управления государствен¬ными финансами является планирование, а основным планом — план государственного бюджета. Пожалуй, это единственный государст¬венный финансовый план, имеющий форму юридического закона.

Государственный бюджет занимает центральное место в любой финансовой системе. Он выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Через бюджет мобилизуются средства предприятий раз¬личных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, соци¬ально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособно¬сти страны, на содержание органов государственного управле¬ния, финансовую поддержку бюджетов субъектов Российской Федерации, погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др. Через параметры бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.

Централизация средств имеет важное экономическое и поли¬тическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат од¬ним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых госу¬дарством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Переход от административно-командных методов управления к ры¬ночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы России и ее основного звена — бюджетной системы. В настоящее время новая бюджетная система России находится в стадии становления, отрабатывается законодательный механизм пере¬распределения компетенции между федеральной и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления.

Глава 3:

Сегодня существует необходимость продолжения переговорного процесса по реструктуризации внешнего долга. Надо не только стремиться к избавлению от внешнего долга, но главное – уметь эффективно его использовать на благо отечественной экономики. Для этого нужны глобальные и эффективные инвестиционные проекты и надежная кредитно-банковская система.

Россия может выйти из долговой ямы за счет собственных средств. Однако нужно грамотно оценивать масштабы и возможности реструктуризации долга, целесообразности рефинансирования внешнего долга за счет новых займов, возможности и условия привлечения внутренних займов и другие вопросы.

Расходы по обслуживанию государственного долга в проекте федерально¬го бюджета на 2003 г. предусмотрены в размере 277,5 млрд. руб., или 2,1 % к ВВП. Причем при значительном объеме погашения государственного внешнего долга планируется превышение привлечения средств на внутреннем рынке по сравнению с объемами погашения государственных внутренних обязательств на 95,2 млрд. руб. [10, С. 20]. Программа государственных внутренних заимствований на 2003 г. формировалась в условиях устойчивости уровня доходности по государственным облигациям. Стабилизация рынка, а также инвестирование части средств Пенсионного фонда России в государственные ценные бумаги должны дать определенный импульс развитию средне- и долгосрочного сегментов рынка государственных ценных бумаг.

Таким образом, Правительство РФ обладает реальной возможностью размещать на внутреннем финансовом рынке значительные объемы государственных ценных бумаг с различными сроками обращения с доходностью незначительно превышающей уровень инфляции. Однако общий прирост внутреннего государственного долга в 2003 г. составит 49,7 млрд. руб. при размере внутреннего заимствования в 96,1 млрд. руб. Из общей эмиссии ценных бумаг на свободном рынке предполагается привлечь только 20,8 млрд. руб., остальная часть будет размещаться среди государственных органов, и основными держателями государственных ценных бумаг будут Центробанк, Сбербанк и Пенсионный фонд. В этой ситуации особенно важно грамотное поведение государства на внутреннем фондовом рынке, чтобы не повторилась прошлая ситуация, когда государство искусственно перекачивало имеющиеся в его распоряжении бюджетные ресурсы в сферу спекулятивных финансовых операций. Это оказало самое негативное воздействие на положение дел в реальном секторе экономики в силу оттока финансовых средств из сферы производства и лишение ее не только кредитных ресурсов, но и собственных оборотных средств.

Политика развития и регулирования рынка государственных ценных бумаг должна иметь гораздо более широкие цели, чем финансирование бюджетного дефицита, осуществляться в рамках более общей задачи формирования и развития единого общероссийского финансового рынка для обеспечения акку¬мулирования и перераспределения денежных ресурсов в рыночной экономике.

Заключение:

Таким образом, государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий финансовый год. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

перераспределение национального дохода;

государственное регулирование и стимулирование экономики;

финансовое обеспечение социальной политики;

контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Бюджетная система представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой. С помощью бюджетов, так же как и посредством связанных с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы — это две стороны одной медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной эко¬номике.

В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит, и наоборот, если расходы превышают доходы, имеет место дефицит.

На протяжении трех последних лет федеральный бюджет Российской Федерации является профицитным

Правительство РФ, реализуя профицитную политику (прежде всего за счет ограничения государственных вложений в собственную экономику), конечная цель которой – выплаты по государственному долгу, объективно обеспечивает российскими финансовыми ресурсами развитие не собственной экономики, а экономики стран-кредиторов. Такая бюджетная политика ведет к дальнейшему разбалансированию не только бюджетной системы, но и всех государственных финансов в целом.

Похожие работы на данную тему