Роль бюджета в социально-экономическом развитии РФ

Название работы: Роль бюджета в социально-экономическом развитии РФ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

66 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И РОЛЬ БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ

РАЗВИТИИ СТРАНЫ.6

1.1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА И ЕГО ФУНКЦИИ.6

1.2 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО, БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА . 8

ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 16

2.1 СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2002-2005Г.Г. 16

2.2 БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМ,РЕГИОНАЛЬНЫМ И МЕСТНЫМ УРОВНЯМИ ВЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕ С ФЕДЕРАТИВНЫМ УСТРОЙСТВОМ:ПРОБЛЕМЫ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.24

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ

СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА.44

3.1 ФИНАНСЫ РЕГИОНОВ И ГАРАНТИИ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ .444

3.2 НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС И ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ.533

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.611

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 655

Выдержка:

Введение:

Бюджетная политика государства является важней¬шим рычагом воздействия на социально-экономичес¬кие процессы. Особенно важно создание современных механизмов формирования и использования бюджет¬ных ресурсов в нестабильных условиях экономики. Нынешние экономические реалии России, во-первых, обусловлены обстоятельствами финансового кризиса и слабостью банковской и расчетной систем, а, во-вторых, сопровождаются недостаточно согласованной финансово-экономической политикой на различных уровнях власти.

Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы не доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы, как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономический системе, присущ экономике как рыночному, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждение, исполнение бюджетов в них обладает принципиальные различия. В особенности это касается государственного бюджета.

В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне, следует из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции предания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной - финансовым.

Главная проблема бюджетной системы современ¬ной России заключается в отсутствии эффективного методологического и правового ее обу¬стройства. Необходима осознанная управляемость бюджетного процесса, оптимизация и

упрощение тех¬нологии осуществления бюджетной поддержки терри¬торий и финансирования различных сфер деятельности государства. Для этого требуется разработка и реализация концепции построения бюджетной системы, соответству¬ющей экономическим условиям, складывающимся на ближайшие 15-20 лет, и обеспечивающей четкое, согла¬сованное взаимодействие ее элементов. Требуются ме¬ханизмы бюджетной деятельности, позволяющие дос¬тичь ее высокой результативности при минимизации издержек, органичного единства свободы и порядка, рыночных и централизованных регуляторов.

Целью исследований является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрении возможных путей их решения.

Основными задачами данной работы являются:

Глава 3:

Изучение структуры и динамики доходов бюдже¬тов субъектов Федерации и местных органов самоуп¬равления свидетельствуют, что существующие прин¬ципы распределения налоговых полномочий ведут к резкой дифференциации доли собственных источни¬ков финансовых ресурсов в бюджетах территорий по сравнению с общей суммой их доходов. Дотационность территориальных бюджетов, многоканальность предо¬ставления им централизованной финансовой помощи с использованием неформализованных поступлений по взаимозачетам, неравномерность размещения нало¬гового потенциала, все это — факторы серьезных дис¬пропорций в бюджетной системе России, подрываю¬щие стимулы укрепления финансовой базы субъектов РФ, усиливающие нагрузку на федеральный бюджет и усложняющие использование нормативно-расчетных методов регулирования межбюджетных отношений.

Сегодня нет сомнения в том, что в основу решения проблем организации межбюджетных отношений, прежде всего, должны быть положены закрепленные законодательно полномочия всех уровней власти по осуществлению своих функций для каждого уровня бюджетной системы. Эта проблема становится особенно острой, когда рассматриваются областной бюджет и бюджеты муниципальных образований, где определить границу между функциями государственными и муниципальными практически невозможно.

Проблемы межбюджетных отношений на региональном уровне накапливались целое деся¬тилетие. Сегодня они воспринимаются как отягчен¬ные клубком противоречий и нерешенных вопросов, причем в условиях весьма значительного недостатка финансовых ресурсов, как в центре, так и на местах. Поэтому со всей остротой встал вопрос о проведении реформы межбюджетных отношений, которая должна сопро¬вождаться законодательным закреплением прав, пол¬номочий и обязанностей местных администраций. Пер¬вым шагом в этом направлении стало бы принятие законодательных актов о местных налогах и сборах.

В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере эко¬номического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты — самые многочислен¬ные. Являясь низовым звеном этой системы, они, образ¬но говоря, представляют собой ее фундамент, от укреп¬ления которого зависит прочность и надежность всей сис¬темы. В настоящее время около 60% всех бюджетных рас¬ходов на социальную сферу и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах. /26/

Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджет¬ных отношений является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней.

Бюджетная система России чрезвычайно запутанна. И если между центром и регионами противоречия худо-бедно удалось урегулировать с помощью Бюджетного кодекса и ежегодных законов о национальном бюджете, то внутри субъектов Федерации царит хаос. Каждый регион выстраивает систему отношений с местными бюджетами по-своему, часто исходя из политических соображений. Так что «расходные» полномочия», вменяемые местному самоуправлению, формируются своим чередом, а доходы местных бюджетов – своим. И связи между двумя этими процессами нет никакой.

Заключение:

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Сложив¬шаяся к 1998 г. система межбюджетных отноше¬ний не устраивает никого — ни центр, ни регио¬ны. Самое же главное в том, что она не устраива¬ет граждан, которым государство, собирая нема¬лые даже по мировым меркам налоги, оказывается не в состоянии не то что бы предоставить те или иные общественные услуги, но и даже элемен¬тарно платить зарплату за сделанную работу. Да и системы межбюджетных отношений как таковой пока нет, а есть разрозненные куски прежнего централизма, элементы полной бюджетной вольницы и лишь слабые ростки реального бюджетно¬го федерализма.

В 1998 г. были приняты нормативные документы, рег¬ламентирующие экономические отношения всей бюд¬жетной системы страны. К ним следует в первую оче¬редь отнести: Налоговый и Бюджетный кодексы. Кро¬ме того утверждена концепция реформирования меж¬бюджетных отношений на 1999-2001 г., принят и воплощается в жизнь Закон РФ "О финансовых осно¬вах местного самоуправления".

Местное самоуправление - самый близкий к людям и самый доступный для их непосредственного контроля уровень власти. Только на местном уровне рождается сильное и устойчивое гражданское общество.

Самые первые и самые важные шаги, которые необходимо предпринять на этом пути это:

ясное разграничение расходных полномочий между уровнями власти на годы вперед;

закрепление за местными бюджетами отдельных налогов, достаточных для формирования их доходов в размере не менее 70% от объёма минимальных расходных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Федерации на местный уровень;

Похожие работы на данную тему