Введение:
Теория и практика менеджмента получили широкое применение в разви-тых странах. В США доля менеджеров различных уровней в общей численно-сти занятых составляет около 30%, а в некоторых фирмах она достигает 70-80%. Такой высокий процент менеджеров в общей численности занятых объяс-няется изменением характера производственного процесса в последние десяти-летия. Все больший приоритет имеет умственный труд. В результате процесса «информатизации» общества сформировалась особая социальная группа, дея-тельность которой основана на использовании «знания о знании».
Одной из важных проблем, стоящих перед российской экономикой, явля-ется недостаточный уровень подготовки управленческих кадров. Одним из пу-тей решения этой проблемы может быть разумное использование западного опыта менеджмента.
До недавнего времени в отечественной литературе преобладали критиче-ские оценки теории и практики западного менеджмента, которые хотя и при-знавали отдельные позитивные моменты, но в целом создавали негативный фон в общественном сознании.
Понятие «менеджер» в настоящее время стало вполне привычным и даже более употребительным синонимом слова «руководитель». Изменение терми-нологии связано с общеэкономическими изменениями, происходящими в стра-не.
Расширение контактов с капиталистическими фирмами, заметное увеличе-ние числа переводных изданий видных специалистов в области управления за-падных стран позволяют более конкретно представить конструктивные элемен-ты их практики управления, обеспечивающие более высокую эффективность производства. Вместе с тем, практика передовых российских компаний показа-ла, что чужой (в том числе, зарубежный) опыт нельзя копировать механически. Организация должна сама ощутить
Кузнецов Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. СПб: Изда-тельство Санкт-Петербургского университета, 1994. С.8.
потребность в изменениях, необходимости формирования своей собствен-ной системы управления. Ведущие российские фирмы не просто переняли опыт западных конкурентов, но осмыслили логику их действий, проанализировали свои неудачи, разработали собственный оригинальный путь.
В мировой практике управления наблюдается сосуществование различных моделей управления: американской, японской, западноевропейской, в чем проявляется процесс интернационализации современного менеджмента. Часто истоки тех или иных новшеств лежат не в национально-культурных особенно-стях той или иной фирмы, но предопределяются объективной логикой научно-технического прогресса.
Глава 2:
Сравнительный анализ показал существенные различия между сущест-вующими в мире моделями управления. В России в настоящее время наблюда-ется неопределенность в выборе моделей управления каждой конкретной фир-мой. Как правило, руководство не задается вопросом о выборе модели управле-ния.
На данный момент можно выделить две тенденции. Часть фирм, как пра-вило, крупные компании, придерживаются американской модели управления. Обычно это объясняется их происхождением. В России существует не так мно-го крупных компаний, изначально построенных на российском капитале. Ком-пании, созданные частично на западном капитале, планировались по западному образцу не в самом лучшем смысле этого слова. Известно, что в России в таких компаниях эксплуатация работников значительно более жесткая, чем в анало-гичных компаниях на Западе, а социальных гарантий в них меньше. Таким об-разом, в этих фирмах реализуется американская модель управления: каждый работник рассматривается как человек, способный занимать конкретное рабо-чее место. В таких фирмах работник может быстро сделать карьеру, однако он часто не имеет никаких гарантий своей занятости через некоторый промежуток времени. Отсутствие стабильности может отрицательно влиять на мотивацию работника (хотя бывает и наоборот).
29
В мелких фирмах один работник часто вынужден выполнять множество функций, часто ему не свойственных. В таких фирмах речь не идет о какой-либо модели управления. Существующая ситуация весьма далека от японской модели, хотя отдельные элементы присутствуют -медленное продвижение, на-пример. При этом часто нестабильность положения работника такая же, как и в крупных компаниях. Руководство мелких фирм часто пытается формально ис-пользовать элементы американской модели управления (жесткий отбор потен-циальных работников по ряду существенно завышенных критериев). Такой подход часто не оправдывает себя и снижает эффективность управления фир-мой.
В идеале можно рекомендовать небольшим фирмам использовать в своей деятельности индивидуалистическую модель управления, однако, в современ-ных условиях немногие фирмы способны реально следовать подобной реко-мендации. Многие элементы этой модели зависят от законодательной базы и от общеэкономической ситуации в стране.
Заключение:
Проблема использования опыта, накопленного зарубежными фирмами в области менеджмента, в последние годы стала особенно актуальной. В России традиционно ведутся споры, использовать ли ей опыт Запада или идти собст-венным путем. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Вероятно, следует в разумных соотношениях использовать обе стратегии.
Однако не вызывает сомнения тот факт, что западный опыт управления необходимо тщательно изучать. Без понимания результатов, накопленных за-рубежными специалистами в области управления, невозможно создание собст-венной современной школы управления.
Безусловно, у России существует и собственный опыт, и его также не сто-ит забывать. Однако, этот опыт несколько специфичен ввиду особых экономи-ческих условий, в которых долгие годы находились российские руководители, поэтому нельзя слепо применять накопленные знания в современных условиях.
Транснациональные корпорации являются «двигателями» мировой эконо-мики в целом. Именно они определяют общие направления мирового экономи-ческого развития. Поэтому для того чтобы понять закономерности этого разви-тия, необходимо изучение деятельности транснациональных корпораций. В со-временных условиях практически невозможно решить некоторые проблемы, возникающие в мире, без объединения представителей разных стран.
Особенностью современного производства стал переход к информаци-онным технологиям. Информация является основным товаром на мировом рынке. Все стадии производственного процесса по большей части сводятся к получению и обработке информации. Информационные потоки также легче от-слеживать корпорации, объединяющей несколько стран.
В данной курсовой работе рассмотрены отдельные элементы управления фирмой, используемые на Западе. В рамках курсовой работы