Право в системе социальных норм

Название работы: Право в системе социальных норм

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

ТГП

Страниц:

31 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СИСТЕМА НОРМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 5

2. СООТНОШЕНИЕ НОРМА ПРАВА И МОРАЛИ 14

3. НОРМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ПРАВО 24

4. ПРАВО, ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАЙ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Выдержка:

Введение:

Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция правового государ-ства, с присущими ему существенными признаками и особенностями, построе-ние правового государства является одной из важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в современном понимании идеальной формой по-литической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясня-ется это действием самых различных факторов, таких как: особенности исто-рического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопо-нимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем идея правового государства всегда понималась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о праве как о высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.

Разновидностью теории правового государства является концепция "гос-подства права". Примечательно, что теория "господства права" и концепция правового государства питались, в общем-то, из одного духовного источника - философии Возрождения. Вместе с тем романо-германская теория правового государства имеет ярко выраженный рационалистический аспект, поскольку упорядочение общественных отношений мыслилось только посредством пози-тивных законов. В русле этого право интерпретировалось как своеобразная дисциплинирующая система, и по сути немецкое правовое государство есть не что иное, как, воплощение определенного правопорядка.

Но все же, чтобы объективно определить, в какой степени существующее положение приближено к истине, следует разобраться в том, какое место в со-временном обществе занимает право (в его позитивном, т.е. юридическом смысле).

Глава 3:

Корпоративные нормы выступают неотъемлемой частью системы норма-тивного регулирования общественных отношений. Они вырабатываются на ос-нове взаимодействия индивидуальных воль отдельных членов различных об-щественных организаций, их слияния.

В целях организации своей деятельности, успешного решения внутренних задач общественные организации создают корпоративные нормы, являющиеся нормами общественных организаций. Специфическая их особенность состоит в том, что их действие ограничено пределами той или иной общественной орга-низации и вследствие этого, носит локальный характер.

Вообще корпоративные нормы можно определить, как установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях обществен-ных организаций для реализации и достижения целей их функционирования.

Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они выражают волю участников общественных объединений и имеют для них обязательное значение. Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения: задачи и цели данной организации, компетенцию органов, их права и обязан-ности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии соблю-дения норм.

Нормы общественных организаций правового характера могут содержатся в совместных актах государственных органов и общественных организаций, но приобретают при этом в большей степени значение правового акта, так как ис-ходят в основном от государства. Все общественные организации могут при-нимать участие в правотворчестве, однако осуществляют эту своя функцию в различных формах и разном объеме. Формально - юридически право издавать нормативно-правовые акты закреплено в основном за профсоюзами и отдель-ными видами коопераций.

Можно сделать вывод, что корпоративные нормы в значительной мере схожи с правовыми. Они, как и юридические нормы, документально закрепле-ны, в известной мере детализированы, они имеют политическое содержание, обеспечиваются при помощи организационных мер, санкций и т.д. Однако сле-дует отметить отсутствие непосредственной связи корпоративных норм с госу-дарственной деятельностью. Эти нормы уступают правовым по силе, сфере деятельности, категоричности, однако имеют и преимущества: выражают ак-тивность и инициативу, являются самодеятельными, распространяют свое дей-ствие за пределы правового регулирования.

Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пре-делами регулирования ими организации и деятельности общественных объе-динений. Положения, содержащиеся в Конституции РФ ( ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др.), федеральном законе " Об общественных объединениях " и других законо-дательных актах, определяют сферу действия корпоративных норм, их гаран-тируемость. В частности, закон предусматривает, что несоблюдение уставных норм либо осуществление объединением деятельности, противоречащей нор-мам устава, является основанием для приостановления и даже ликвидации об-щественного объединения.

Заключение:

Таким образом, можно сделать вывод, что право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Это место определяется прежде всего тем, что оно фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения, необходимость урегулирова-ния которых объективно существует.

Эволюция нормативно-правовой базы общества связана с появлением и развитием новых видов общественных отношений. Право по сути отражает уровень социально-экономического развития общества и поэтому в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенство-вание правовой системы путем принятия новых правовых норм. Это отличает право, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются опреде-ленной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.

Также важнейшей особенностью права, определяющей его место в качест-ве специфического регулятора является обеспеченность реализации его норм возможностью применения мер государственного принуждения. Необходи-мость этого диктуется прежде всего тем, что некоторые люди в силу привер-женности тем или иным нормам поведения или в силу социальных условий жизни продолжают руководствоваться устаревшими или не соответствующими действительности реалиями, при этом фактически нарушая общественный по-рядок и тем самым противореча интересам общества. И исходя из того, что право имеет своей целью поддержание общественного порядка и воплощение интересов общества, то применение мер принуждения то же диктуется объек-тивной необходимостью, тем более, что условия и порядок применения так же строго регламентированы нормами права, что исключает возможность произ-вола со стороны государства.

Также следует сказать, что право, выражая общественную волю, т.е. сово-купность проявления воли отдельных индивидов во всем их разнообразии, ис-ключает возможность существования различных вариантов интерпретации его норм, стараясь по возможности в наибольшей степени их детализировать, что-бы исключить возможность их различного толкования. При этом все возни-кающие нюансы решаются посредством толкования содержания правовых норм компетентными органами, в которых работают квалифицированные юри-сты.

Похожие работы на данную тему