Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития

Название работы: Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

32 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 4

Глава 1 Понятие учебной мотивации в современной психологии 6

1.1 Общие подходы к изучению мотивации учения 6

1.2 Активизация и развитие учебной мотивации в современной психологии 11

Глава 2 Процесс развития учебной мотивации современного школьника 19

2.1 Учебная мотивация младших школьников и её формирование 19

2.2 Учебная мотивация подростков и юношей 24

Заключение 29

Библиографический список используемой литературы. 31

Приложение 1 Подходы к определению обучения 33

Приложение 2 Пути развития мотивации в младшем школьном

возрасте………………………………………….………………………..…....34

Выдержка:

Введение:

Формирование учебной мотивации в школьном возрасте без преувели-чения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формированием у них активной жиз-ненной позиции. Проблемой формирования и развития учебной мотивации занимались такие ученые, как Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Эльконин Д.Б. Экспериментальные исследования мотивов, руководимые Леонтьевым, про-водились на детях дошкольного возраста и преследовали цель показать, как меняется деятельность испытуемых под влиянием изменения мотивов, побу-ждающих эту деятельность. В исследованиях, проведенных под руково-дством А.В. Запорожца, была обнаружена зависимость протекания мысли-тельных процессов ребенка от мотивов его деятельности.

Дальнейшее экспериментальное изучение учебных мотивов и потреб-ностей проводилось исследовательской группой под руководством Л.И. Бо-жович, которое показало, что мотивы, побуждающие учебную деятельность, должны иметь существенное значение для развития детей.

Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это оз-начает, что здесь в поле внимания психолога оказывается не только осущест-вляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося.

На современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить, почему именно он не хочет учиться, что влияет на формирование учебной мотивации, исходя из этого тема курсовой работы является актуальной.

Объект исследования: учебная мотивация.

Глава 2:

У старшеклассников, по сравнению с подростками, интерес к учению повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают учебные мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. Сохраняют свою силу и мотивы, лежащие в самой деятельности, интерес к содержанию и процессу учения. Наряду с интересом к фактам, что характерно и для под-росткового возраста, у старшего школьника проявляется интерес к теорети-ческим проблемам, методам научного исследования, самостоятельной поис-ковой деятельности по решению сложных, в том числе в настоящее время и коммерческих задач. Такая познавательная мотивация может распростра-няться на все предметы, на цикл каких-либо предметов или на отдельный предмет. Избирательность познавательных интересов старшеклассников очень часто связана с жизненными планами, профессиональными намере-ниями, которые, в свою очередь, способствуют формированию учебных ин-тересов, изменяют отношение к учебной деятельности.

Итак, для мотивационной сферы старшеклассника характерно сочета-ние и взаимопроникновение широких социальных и познавательных моти-вов, заключенных в самом учебном процессе. В старшем школьном возрасте на первый план выдвигается произвольная учебная мотивация, т.е. все чаще ученик руководствуется сознательно поставленной целью, своими намере-ниями. Старшеклассники лучше осознают свое отношение к учению, причи-ны, побуждающие их учиться. В связи с высоким уровнем самокритичности они, анализируя условия, мешающие учиться, указывают на проявление у них таких отрицательных черт характера, как безволие, неусидчивость, не-умение организовать свое время и самоконтроль, настроение. Отношение к школе в целом характеризуется большей сознательностью и одновременным «вырастанием» из школы. Учеба, приобретение знаний становится прежде всего средством подготовки к будущей деятельности.

Заключение:

Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мо-тивом, а целой системой разнообразных моти¬вов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жиз-ни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учить-ся хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, по-жалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единст-венное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося началь-ной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно пред-ставлены в их мотивационных схемах.

Похожие работы на данную тему