Социально-психологический портрет современного младшего школьника

Название работы: Социально-психологический портрет современного младшего школьника

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

61 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Социально-психологические особенности

младших школьников 6

1.1. Социализация младших школьников 6

1.1.1. Возрастные особенности младших школьников 6

1.1.2. Интеллектуальное развитие младших школьников 9

1.1.3. Проблемы младшего школьного возраста 13

1.2. Личностные особенности 19

1.2.1. Установки и стереотипы 20

1.2.2. Нормы и оценки 23

1.2.3. Особенности Я-концепции 25

1.3. Развитие межличностных отношений 28

Глава II. Составление социально-психологического портрета

современного младшего школьника 32

2.1. Планирование и цель исследования 32

2.2. Анализ результатов исследования 33

2.3. Рекомендации педагогам по работе с младшими школьниками 46

Заключение 55

Литература 57

Приложение 60

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы. Для детей младшего школьного возраста характерны определенные социально-психологические особенности. Так, у детей этого возраста существует своеобразная система потребностей. Она включает в себя и те потребности, которые присущи всем людям (витальные, духовные, коммуникативные и пр.), и те, что свойственны детству (быть защищенным, успешным, получать разнообразные впечатления, играть и др.), и те, которые являются собственно возрастными.

В процессе обучения происходит стандартизация условий жизни ребенка, нивелирование его познавательных интересов. Учебная деятельность зачастую сводится лишь к рутинному овладению школьными умениями и навыками; она не всегда соответствует индивидуальным особенностям и творческим возможностям младшего школьника. Часто ребенок не чувствует себя хорошим учеником, т. к. не удовлетворяет свою генеральную потребность. Эта ситуация негативно отражается на процессе развития ребенка в целом: и тогда, когда его низкая самооценка своих учебных успехов адекватна; и тогда, когда она неадекватна. В таких ситуациях возможны различные отклонения от нормального пути развития ребенка. Младший школьник начинает вытеснять учебную деятельность на периферию своей жизни, отчуждается от всех требований, которые предъявляются к школьнику, теряет свойственные возрасту оптимизм и доверие к учителю, родителям. В результате преобладающими в развитии ребенка могут оказаться потери, а не обретения.

Исследование социально-психологических особенностей ребенка младшего школьного возраста, как групповых (т.е. присущих младшему школьному возрасту вообще), так и индивидуальных (т.е. присущих конкретному ребенку) позволит направить его способности и позволить ему реализовать свои потребности в процессе учебной деятельности таким образом, чтобы ребенок мог нормально развиваться и получать от учебной деятельности максимально то, что она может ему дать. Это особенно важно в период школьной адаптации, когда ребенок наиболее подвержен невротическим реакциям и зачастую не способен продуктивно участвовать в учебном процессе. Необходимость такого исследования определяет актуальность данной работы.

Объект исследования: социально-психологические особенности младших школьников.

Предмет исследования: реализация социально-психологических особенностей младших школьников в учебной деятельности.

Цель исследования: раскрыть сущностные черты социально-психологических особенностей младших школьников в условиях учебной деятельности.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Дана характеристика возрастным особенностям младших школьников.

2. Описаны социально-психологические особенности младшего школьного возраста.

Глава 2:

Педагогам 1-4 класса даны рекомендации по организации оздоровительно-профилактической работы.

Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья младших школьников:

1. медицинский осмотр детей врачами-специалистами

(педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, невроло¬гом);

2. мониторинг состояния здоровья, заболеваемости с целью

выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболе¬ваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;

3. диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).

Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

1. проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы (в т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);

2. витаминизация;

3. профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, элеутерококка, оксалиновой мази и т.д.);

4. создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навы¬ков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;

5. соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

6. коррегирующие занятия с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения (программа «Как помочь ребенку с ослаблен¬ным здоровьем преодолеть школьные трудности»).

Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

1. ежедневная физзарядка до занятий;

2. согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 мину¬ты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата;

3. согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 п. 2.9.4., в середине учебного дня (после двух уроков) проводится динамическая

пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;

4. подвижные игры на переменах;

5. ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня;

6. внеклассные спортивные мероприятия;

7. школьные спортивные кружки: «Спортигры», «Лыжные гонки.

Организация рационального питания предусматривает:

1. назначение учителя, ответственного за организацию горячего питания в школе, за родительскую плату и бесплатное питание;

2. создание бракеражной комиссии в составе: медицинский работник школы, диетсестра, учитель, ответственный за организацию питания;

3. выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразова¬тельных учреждениях;

4. соблюдение основных принципов рационального питания: соответствие энергетической ценности рациона возрастным фи¬зиологическим потребностям детей; сбалансированность рациона питания детей по содержанию бел¬ков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотно¬шении 1:1:4; восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования доста¬точного ассортимента продуктов и различных способов кулинар¬ной обработки; соблюдение оптимального режима питания.

5. создание благоприятных условий для приема пищи (школа приобрела не¬обходимые комплекты столовых приборов: ложки столовые, чайные, вил¬ки; на столах салфетки; мытье рук перед едой) и обучение культуре поведения за столом;

6. организация дежурства детей в столовой, результаты которого отмечают¬ся самими учащимися - оценивается поведение в столовой и

чистота стола после завтрака;

7. практически 100%-ный охват горячим питанием;

8. ежемесячные рейды общешкольного родительского комитета с целью про¬верки организации питания учащихся в школе (наличие доку¬ментов, санитарное состояние столовой, меню, мнениями учащихся).

Необходимо также повышать мотивацию детей к обучению. Работу необходимо начинать вести с родителями. Цель - сначала убедить их в значимости обучения, мотивируя тем, что взрослые обязаны заложить фундамент образования, а потом выбор дальнейшего обучения будут делать сами дети. И если взрослые не приложат усилия сейчас, то в будущем у детей не будет выбора (альтернативы). Важно обратиться с просьбой к родителям не высказывать негативных эмоций в адрес школы, т.к. у детей будет навязанное мнение взрослых.

Заключение:

Суммируя представленные в настоящей работе данные, можно сделать следующие выводы:

Показатели социально-психологического благополучия у детей в 1-2 классе выше, чем у детей 3-4 классов, что может быть связано с большей загруженностью, большей ответственностью и более быстрой по сравнению с 1-2 классами перестройкой организма.

При этом уровень школьной адаптации у учащихся 3-4 классов выше, чем у учащихся 1-2 классов, а во втором классе он выше, чем в первом, что говорит о постепенном приспособлении младших школьников к новой для них деятельности и большим нагрузкам.

Младшему школьному возрасту соответствует соответствует интенсивное физическое развитие, возможно как и опережение развития, так и отставание в развитии в пределах возрастной нормы.

Основным показателем интеллектуального развития младших школьников является развитие способности к направленной познавательной деятельности.

Основные проблемы, возникающие у детей младшего школьного возраста, связаны со школьной дезадаптацией. Школьная дезадаптация представляет собой психгенное заболевание или психогенной формирование личности ребенка, нарушающее его объективный и субъективные статус в школе и семье . Школьная дезадаптация затрагивает как учебную так и внеучебную активность школьника

Согласно данным исследований, существенного изменения в установках и стереотипах школьников от первого класса к третьему не происходит, если нет специального воздействия со стороны педагогов и родителей.

Для младшего школьного возраста характерно развитие социальных эмоций, при этом от первого класса к третьему дифференциация эмоций возрастает. Это сказывается на системе оценок младшего школьника. В третьем классе она значительно более разветвленная, чем в первом и втором классе, когда преобладает дихотомия оценок «хорошо – плохо».

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на обучение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми.

Социально-психологическая стабильность учащихся 1 и 2 классов выше, чем у учащихся 3 и 4 классов. Общее состояние здоровья, домашняя атмосфера и особенности характера учащихся влияют на степень их адаптированности к школе.

В целом младшие школьники характеризуются как общительные, упорные, настойчивые и реалистичные, согласно результатам тестирования с помощью теста Кеттела.

Похожие работы на данную тему