Технология работы социального педагога по преодолению агрессивности

Название работы: Технология работы социального педагога по преодолению агрессивности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

45 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава I. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ (РАННИЙ ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ) 5

1.1. Понятие агрессии. Проблема агрессии в мировой научной психологии 5

1.2. Особенности психологии старших школьников 14

Глава II. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 21

2.1. Диагностика состояния агрессии у старшеклассников (методики исследования) 21

2.2. Результаты психологического исследования 24

Глава 3. Технология работы социального педагога по преодолению агрессивности старшеклассников 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Приложение 1. Вопросник Басса-Дарки 40

Приложение 2. Таблица результатов тестирования (вопросник Басса-Дарки) 43

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Агрессия – одна из тем, знания в которой живо интересуют не только специалистов в различных областях психологии, но и социологов, педагогов, философов, работников правоохранительных органов. Агрессивное поведение – один из центральных вопросов понимания человеческой природы.

В настоящее время отсутствует научно обоснованное определение агрессии и агрессивности. Под агрессивностью большинство авторов (Левитов Н.Д., 1972; Ениколопов С.Н., 1976; Басс А., 1961; Берковиц Л., 1962; Эйдемиллер Э.Г., 1997) понимают разнообразные действия, выражающие мысли и эмоции, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека/группы людей, наносят материальный ущерб, блокируют его/их намерения, противодействуют его/их интересам, ведут к его/их уничтожению.

Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Проблема агрессивного поведения человека все больше и больше привлекает внимание разных специалистов- психологов, психиатров, социологов и криминологов, отражая социальные запросы общества, испытывающего на себе все усиливающееся воздействие насилия и жестокости. Насилие стало характерной приметой настоящего времени и пронизывает все сферы жизни. В изучении такого рода насилия особое значение уделяется анализу индивидуального агрессивного поведения человека, особенностям личности.

Актуальность проблемы обусловлена увеличением числа детей с асоциальными ориентациями, с высоким уровнем групповой солидарности. Агрессия стала частью нашей жизни, характеризуется массовостью и высокой степенью интенсивности и среди обычных подростков.

Реформирование российского общества сопровождается кризисом и преобразованием социальных структур. Кризис в важнейших институтах социализации – семье, школе, трудовой деятельности – прежде всего, отражается на вступающем в жизнь поколении, от которого зависят судьбы реформ, будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Сегодня исследование социальных проблем вступающего в жизнь поколения, сознание которого не зашорено идеологическими штампами застойных лет, является, как никогда, актуальным. Нормативно-ценностный кризис, сопровождающих реформирование российского общества, зачастую приводит к тому, что молодые люди не имеют целостного устойчивого мировоззрения, духовного стержня, скатываются на путь цинизма, нигилизма, безверия.

Глава II. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

2.1. Диагностика состояния агрессии у старшеклассников (методики исследования)

Целью исследования явилось выявление уровня агрессивности старшеклассников.

Объектом исследования были учащиеся 10-х классов общеобразовательной средней школы п. Михнево Ступинского района Московской области (30 человек).

Предмет исследования – проявления агрессивности старшеклассников.

Мною была выдвинута следующая гипотеза: степень выраженности агрессивности у старшеклассников связана с возрастными особенностями личности (ранний юношеский возраст).

В ходе исследования решались следующие задачи:

- Выявление наличия агрессивного поведения у детей данной возрастной группы;

- Выявление степени выраженности агрессивности у старшеклассников;

- Анализ полученных результатов.

Проблема детской агрессивности является очень актуальной на современном этапе, вызывает к себе интерес. На протяжении периода существования советской детской психологии данная тема игнорировалась. Дети с проявлениями агрессивных реакций оценивались как капризные, избалованные, непослушные. Сейчас в повышенном внимании нуждаются дети с отклонениями в поведении. Педагоги призваны помочь им, а не навредить, как это иногда бывает из-за отсутствия необходимых знаний по данному вопросу.

Проявление агрессии в учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога, социального педагога должна стать психокоррекционная и профилактическая работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но как определить это «более» или «менее»?

Заключение теоретического анализа показало, что различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность. В отечественной психологии под агрессивностью принято понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 376 с.

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. – 199с.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: Учеб.пособие. – СПб: Питер, 1997. – 336 с.

4. Детский психолог / Под ред. Е.И. Рогова. – Ростов-на-Дону, 1992. – 198 с.

5. Звягинцев В.В. Ролевые конфликты подростков в институтах социализации реформируемой России. Автореферат. – Новосибирск, 2000.

6. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс¬ших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 464с.

8. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1972. - № 6. – С. 168-173.

9. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: Прогресс, 1994. – 272 с.

10. Майерс Д. Социальная психология /Перев. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 688 с.

11. Макарова О.Ф. Подростки: агрессивность и психосоматика // Журнал психолога. – 1999. - № 7-8.

12. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.

13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. за¬ведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. за¬ведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 608 с.

15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное посо¬бие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.

16. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 528 с.

17. Практикум по психодиагностике. – М.: Педагогика, 1990. – 214 с.

18. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 128 с.

19. Психология: Словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

20. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова и др. – Мн.: Нар.асвета, 1983. – 478 с.

21. Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб.: Питер, 1999. – 640 с.

22. Реан А.А. Психология подростка. Учебник. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2000. – 480 с.

23. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. – М.: Генезис, 2003. – 138 с.

24. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. – Киев: Наук.думка, 1989. – 200 с.

25. Социальная психология: Учеб. пособие / А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова и др.; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвеще¬ние, 1987. – 224 с.

26. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Изд. 3-е, перера¬б. и доп. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. – 672 с.

27. Устинова Н.Е. Особенности агрессивности у старшеклассников. МГУ им. М.В. Ломоносова // Сеть Internet (http://psychology.ru/lomonosov/tesises).

28. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – 430 с.

29. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Мн.: Ильин В.П., 1996. – 192 с.

30. Холличер В. Человек и агрессия. – М.: Прогресс, 1975. – 132 с.

Похожие работы на данную тему