Технология работы социального педагога по преодолению агрессивности старшеклассников

Название работы: Технология работы социального педагога по преодолению агрессивности старшеклассников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Педагогика

Страниц:

45 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава I. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ (РАННИЙ ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ) 5

1.1. Понятие агрессии. Проблема агрессии в мировой научной психологии 5

1.2. Особенности психологии старших школьников 14

Глава II. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 21

2.1. Диагностика состояния агрессии у старшеклассников (методики исследования) 21

2.2. Результаты психологического исследования 24

Глава 3. Технология работы социального педагога по преодолению агрессивности старшеклассников 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Приложение 1. Вопросник Басса-Дарки 40

Приложение 2. Таблица результатов тестирования (вопросник Басса-Дарки) 43

Выдержка:

Введение:

Агрессия – одна из тем, знания в которой живо интересуют не только специалистов в различных областях психологии, но и социологов, педагогов, философов, работников правоохранительных органов. Агрессивное поведение – один из центральных вопросов понимания человеческой природы.

В настоящее время отсутствует научно обоснованное определение агрессии и агрессивности. Под агрессивностью большинство авторов (Левитов Н.Д., 1972; Ениколопов С.Н., 1976; Басс А., 1961; Берковиц Л., 1962; Эйдемиллер Э.Г., 1997) понимают разнообразные действия, выражающие мысли и эмоции, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека/группы людей, наносят материальный ущерб, блокируют его/их намерения, противодействуют его/их интересам, ведут к его/их уничтожению.

Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Проблема агрессивного поведения человека все больше и больше привлекает внимание разных специалистов- психологов, психиатров, социологов и криминологов, отражая социальные запросы общества, испытывающего на себе все усиливающееся воздействие насилия и жестокости. Насилие стало характерной приметой настоящего времени и пронизывает все сферы жизни. В изучении такого рода насилия особое значение уделяется анализу индивидуального агрессивного поведения человека, особенностям личности.

Актуальность проблемы обусловлена увеличением числа детей с асоциальными ориентациями, с высоким уровнем групповой солидарности. Агрессия стала частью нашей жизни, характеризуется массовостью и высокой степенью интенсивности и среди обычных подростков.

Реформирование российского общества сопровождается кризисом и преобразованием социальных структур. Кризис в важнейших институтах социализации – семье, школе, трудовой деятельности – прежде всего, отражается на вступающем в жизнь поколении, от которого зависят судьбы реформ, будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Сегодня исследование социальных проблем вступающего в жизнь поколения, сознание которого не зашорено идеологическими штампами застойных лет, является, как никогда, актуальным. Нормативно-ценностный кризис, сопровождающих реформирование российского общества, зачастую приводит к тому, что молодые люди не имеют целостного устойчивого мировоззрения, духовного стержня, скатываются на путь цинизма, нигилизма, безверия.

Глава 3:

Прежде всего необходимо разобраться в причинах подобной агрессии (сердится на кого-то, злится, чем вызваны отрицательные эмоции; зависть, за которой стоит стремление самоутвердиться; нежелание делиться, чувство собственности). В большинстве случаев желание сломать, испортить, разрушить связано с гневом, завистью или эгоизмом, в его основе лежат неуверенность в себе и вражда к людям. Именно этот вывод может и подсказать взрослым самый надежный способ предотвратить подобную реакцию, а в ряде случаев даже совсем «снять» этот феномен. Самая надежная тактика, которую социальный педагог может порекомендовать родителям, состоит в следующем: не заменять сломанные ребенком вещи новыми, а оставлять повсюду их обломки, чтобы наглядно были видны последствия его поведения. Однако проблему лучше решать в целом, а не в частностях. Социальному педагогу еще раз надо напомнить родителям о самом главном: чем меньше они будут предпринимать что-либо, тем будет лучше. Это не значит, что надо совсем бездействовать. Ребенок может принять попустительство взрослого за молчаливое одобрение. Поэтому в качестве профилактики родителям надо посоветовать сделать самое необходимое: как можно мягче проявлять свое недовольство и раздражение. Было бы ошибкой силой принуждать ребенка к повиновению по той простой причине, что подобная тактика может вызвать у него стремление еще больше ломать. Занять правильную позицию взрослому может помочь поможет сознание, что даже самые уравновешенные взрослые люди, когда были детьми, не всегда являли собой чудо добродетели. Помощь ребенку в адаптации к окружающей обстановке и к взрослым наверняка уменьшит его желание ломать и разрушать. Большое участие в его жизни – с точки зрения ребенка, а не с родительской – позволит ему чувствовать себя любимым и желанным. Чем более уверенным в себе станет ребенок, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на провокации других, чтобы потушить пламя гнева, а не раздуть его еще больше. Точно так же они представления не имеют о том, как проинформировать других о своих желаниях и очень расстраиваются, когда реакции людей не совпадают с их ожиданиями. Зачастую их манера самовыражения по мягкости и деликатности напоминает наждак. А если присовокупить к этому безразличие к эмоциональному состоянию других… В результате они постоянно ощущают сильную фрустрацию, говорят слова и делают вещи, которые настраивают окружающих против них. Похоже, что люди, не обладающие социальными умениями, занимают в каждом обществе свою нишу среди лиц, совершающих насилие. Таким образом, обучая этих людей социальным умениям, которых им так не хватает, можно постепенно уменьшить количество случаев проявления агрессии.

Существуют различные способы обучения людей таким умениям. Овладение ими снижает вероятность быть втянутыми в агрессивные взаимоотношения. Так, в ходе тренинга социальных умений (во время которого дети, выполняя различные упражнения, обучаются тому, как лучше всего вести себя в ситуациях, которые в противном случае могут привести к агрессии) школьники могут научиться, к примеру, неагрессивно реагировать на поддразнивания, не принимать близко к сердцу фрустрирующие ситуации и с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других детей.

Таким образом, привитие социальных умений агрессивным людям поможет избежать опасных ситуаций. Другие же способы, позволяющие расширить репертуар социальных умений у склонных к агрессии людей, обычно основываются на следующих процедурах:

1.Моделирование. Этот способ предполагает демонстрацию людям, не имеющим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения. После показа разных моделей поведения, приводящих к достижению намеченной цели, у участников тренинга зачастую наблюдается улучшение собственного поведения.

2.Ролевые игры. Этот метод предполагает лицам, проходящим тренинг социальных умений, представить себя в ситуации, когда требуется реализация базовых умений. Это дает им возможность проверить на практике модели поведения, которым они научились в ходе моделирования или родственных с ним процедур.

Заключение:

Поскольку личность – есть продукт освоения индивидом культурного наследия человечества, то и агрессивность, как одно из ее качеств является социально приобретенным. Разумеется, тип высшей нервной деятельности, темперамент, психические аномалии могут влиять в процессе онтогенеза на формирование этого свойства, но не они являются непосредственно детерминирующими. Агрессивность, как личностная черта, связана с определенным строением мотивационной сферы личности, является составной частью ее ценностной системы. Агрессия может проявляться в безразличии к страданиям других людей (или же в стремлении к их причинению), и как осознание действия, направленного на причинение мучений, страданий другим людям для достижения определенной внешней цели или самоудовлетворения.

Проявление агрессии в учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога, социального педагога должна стать психокоррекционная и профилактическая работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но как определить это «более» или «менее»?

Заключение теоретического анализа показало, что различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность. В отечественной психологии под агрессивностью принято понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой - сам акт агрессии не может не принимать социально опасные и не одобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два типа: 1) мотивационная агрессия как самоценность; 2) инструментальная агрессия как средство (подразумевается при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Практических психологов и социальных педагогов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Основными задачами социального педагога являются помощь в обеспечении разви¬тия здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в ее развитии, проблемы профессиональной ориентации и многое дру¬гое. Естественно, что в решении всех этих задач принимают участие и сами работники школы, и родители, и психологи различных спе¬циализаций, прежде всего в области возрастной и педагогической психологии.

Похожие работы на данную тему