Изображение процесса становления личности и его закономерностей в повести И. С. Шмелева

Название работы: Изображение процесса становления личности и его закономерностей в повести И. С. Шмелева

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Литература

Страниц:

66 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Содержание стр.

Введение 3

Глава 1 Повесть «Лето Господне» - одно из центральных произведений в 7

творчестве И. С. Шмелёва

Глава 2 Процесс духовно-нравственного становления личности главного 17

героя повести И. С. Шмелева «Лето Господне»

Глава 3 Персонажи, оказавшие наибольшее влияние на формирование 36

личности главного героя:

3.1 Отец главного героя Сергей Иванович 36

3.2 Хранитель семейных традиций и духовный наставник главного героя

Михаил Панкратович Горкин 42

Заключение 60

Список литературы 63

Выдержка:

Введение

Бесспорно, все составляющие человеческой личности, основы будущих черт характера закладываются ещё в детстве. Ребёнок, как губка, впитывает всё, что видит и слышит. В его маленьком мире существует немного людей, и это, прежде всего мама и папа, ближайшие родственники, друзья семьи, его маленькие друзья. Люди из ближайшего окружения формируют в ребёнке вольно или невольно самые основные нравственные качества: любовь к людям, к своей малой и большой Родине, доброту отзывчивость, снисходительность к чужим недостаткам и слабостям, щедрость, скромность, способность к состраданию, к самопожертвованию и т.д.

Родители готовят базу, строят своеобразный фундамент для развития этих качеств, для вырастания их в более цельные, укоренившиеся, ставшие уже определёнными чертами характера взрослой личности.

Родители, таким образом, должны воспитать в своём чаде прежде всего Человека.

Каждый из нас в первую очередь должен быть человеком. Однако недостаточно им родиться, им надо стать в духовно-нравственном отношении. Для того, чтобы человек самосовершенствовался всю свою сознательную жизнь, чтобы он стремился к личностному росту и поднимал всё выше планку своих физических и нравственных возможностей очень важно, что получил он в родительской семье. Именно этот период жизни и показывает И. С. Шмелев в повести «Лето Господне».

И. С. Шмелев в своём произведении предлагает собственное представление о формировании личности, о воспитании в ней с детства нарушимых основ нравственности, которые несёт с собой русская традиция православия.

С этой точки зрения автор в своём произведении «Лето Господне» подводит читателя к выводу о том, какие черты и качества формируются у человека в детстве, если он воспитан согласно традициям православия.

Объектом нашего исследования является повесть И. С. Шмелева «Лето Господне».

Предметом – изображение процесса становления личности и его закономерностей в повести И. С. Шмелева «Лето Господне».

Целью дипломной работы является анализ изображения и раскрытия Шмелёвым закономерностей становления личности, воспитанной в традициях Православия последней трети ХΙХ века в повести «Лето Господне».

Чтобы достичь поставленной цели, нам нужно решить следующие задачи:

1. Изучить существующую критическую и научную литературу по данному вопросу.

2. Проследить эволюцию формирования характера и личности главного героя на протяжении повести и выяснить, что опосредованно, а что непосредственно закладывается в основание личности героя повести.

3. Сопоставить с главным героем эволюцию развития личности у других персонажей первого ряда значимости.

4. Показать важность переплетения предметно-бытового и духовного религиозно-поэтического планов в формировании положительных нравственных качеств и раскрыть роль русской православной традиции в становлении личности.

5. Выяснить художественные закономерности изображения становления личности в повести И. С. Шмелева «Лето Господне».

Для образов и решения других задач были использованы следующие методы:

1. Пообразный анализ.

2. Нравственно-психологический анализ.

3. Нравственно-религиозный анализ.

4. Сравнительно-сопоставительный анализ.

Тема выпускной квалификационной работы «Изображение становления личности в повести И. С. Шмелева «Лето Господне» несёт в себе, на наш взгляд, не малую долю актуальности. В настоящее время остро стоит вопрос о том, что должно формировать личность на начальном этапе её становления, т.к. этот период является в развитии личности очень важным – закладываются основы, фундамент для её будущего строения и развития.

Проблемным является этот вопрос потому, что с каждым поколением молодёжь становится безнравственнее, считает всё дозволенным, теряется былое единение наций, утрачиваются исконно русские традиции, расшатаны духовные основы, потеряно ощущение стабильности жизни, русский народ в растерянности и ищет выход из этого положения, слепо следуя сомнительным «молодым» веяниям (например, устраивая свою жизнь по европейскому стандарту), примеряя чужую и чуждую культуру, заслоняя ей свою, исконно русскую. Таким образом, народ разобщён, люди живут по принципу «каждый сам за себя», отгораживаясь от всех невидимой стеной, отчуждаясь друг от друга. Причин возникновения этих явлений много – они заключаются в экономическом неблагополучии нашей страны, неустроенности общества, и многом другом. А вот решений этих проблем не так уж и много. И они должны быть универсальными на всех уровнях индивидуальной и общественной жизнедеятельности. Иван Сергеевич Шмелёв видит выход из этой сложившейся ситуации в духовном преображении русского человека, в возврате к исконно русским традициям.

В настоящее время русский народ всё чаще задаётся вопросами: знает ли он источники своей национальной – духовной силы? Имеет ли представление о святынях, которыми жила и строилась Россия?

Шмелев И. С. отвечает на эти другие подобные вопросы, изображая Россию конца ХΙХ в. и русского человека, живущего в ней. Он даёт нам понять, что все испытания истории и все трудности, выпавшие на долю страны, общества, русские люди вытерпели благодаря тому, что являлись православно верующими людьми, воспитывая в себе самые лучшие нравственные качества (доброту, терпение, совесть, умение прощать и повиноваться, и др.). Шмелев уверен, что благодаря близости к Богу, соблюдению Закона Божьего, народ получал жизненную и духовную силу, а значит победу над страстями, над врагами, над трудностями. Этим жила и строилась Россия. Писатель видит будущее своей России в нравственном самоусовершенствовании и возврате к истокам: православию, к традициям предков, жизни в согласии с природой. Он изображает в своей повести личность на начальном этапе её становления, показывает, как входят в душу те истины, которые формируют цельную и гармоничную личность, знакомую со всеми традициями своей Родины, способную её созидать на протяжении своей жизни и передавать свой накопленный опыт мудрость последующим поколениям.

Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения и перечня использованной научной и критической литературы.

Главному герою произведения Ване – четыре с небольшим года. Во многом его образ наделен автобиографическими чертами. Шмелев изображает жизнь Вани в двойной перспективе. С одной стороны, его детство дано изнутри, глазами ребенка, с другой – мир детства представлен как ретроспектива – припоминание. «Такая двойная фокусировка придает повествованию стереоскопичность - возникает удивительная объемная картина жизни, особая, по словам известного публициста И. А. Ильина, шмелевская «страна радости и благодарения, благодати и солнца» [9,385]» [21,330].

Цельность личности Горкина несомненна. Везде и во всем он поступает согласно своим принципам, выработанным в течение всей своей жизни. Эти принципы не на все сто процентов являются у него сугубо субъективными, они тесно связаны, переплетены с наставлениями прабабушки Устиньи. Все, чего достиг в жизни Горкин, как взрасти себя – все это результат, продукт личной работы над собой с учетом традиций прошлого. Как когда-то была наставником для него прабабушка Устинья, так и теперь он сам – колодец мудрости, опыта жизни и труда для окружающих его людей.

Список литературы

1. Шмелев И.С. Лето Господне. // Шмелев И.С. Избранное.- М.: Правда,1989.-С.283-671.

2. Василь Василич Косой. Горкин Михаил Панкратыч. Москва. Сергей Иванович. // Энциклопедия литературных героев: Русская литература ХХ века. В 2-х кн. М.: АСТ, Олимп, 1998. – Кн.2. - С.329 - 334.

3. Граблина Н. Целостный анализ романа И. С. Шмелева «Лето Господне».// Литература. – 2006. - №3. – С.20 – 23.

4. Достоевский: Эстетика и поэтика: словарь – справочник./ под ред. Щенникова Г.К. – Челябинск: Металл, 1997. –272 с.

5. Дунаев М. М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч5. – М.: Христианская лит., 1999. – С. 557 – 715.

6. Ефимова Е. С. Священное, древнее, вечное…Мифологический мир «Лета Господня». // Лит. в шк. – 1992. - №3/4. – С. 36 – 41.

7. Ильин И. А. О тьме и просветлении: кн. худож. критики: Бунин, Ремизов, Шмелев. – М..1991. – С. 135 – 196.

8. Ильин И. А. Православная Русь. // Одинокий художник: Статьи. Речи. Лекции. – М.: Искусство, 1993. – С. 118 – 124.

9. Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10т.– М.: Русская книга. 1996. – Т 6: Кн.1. – 560 с.

10. Калугин В.В. Исповедь земле у Ивана Шмелева. // Русская речь. – 2000. - №4. – С. 76 – 80.

11. Колокольцев Е. Н. Праздники и радости И. С. Шмелева и Б. М. Кустодиева. // Лит. в шк. – 2003. - №8. – С. 9 – 14.

12. Лаврова С. В. Образ красоты в повести И. С. Шмелева «Лето Господне».// Лит. в шк. – 1997. - №11. – С. 111 – 115.

13. «Лето Господне»: урок на тему «Мир «Лета Господня» И. С. Шмелева в главе «Рождество». // Сто друзей. – 2002. - №11. – С. 4–5.

14. Матвеева Н. Н. Два потерянных Рая – Россия Ивана Шмелева («Лето Господне») и Владимира Набокова («Другие берега») // Филол. класс. – 1997. – №2. – С. 35 – 44.

15. Материалы к биографии И. С. Шмелева. Автобиография. // Шмелев И. С. Лето Господне: автобиограф. повесть. – М., 1996. – С. 499-506.

16. Миронова Е. В. «Сердце свое слушай»: [К изучению произведений И. С. Шмелева в 5 кл.] // Лит. в шк. – 1992 - №3/4. – С. 67 – 69.

17. Морозов Н. Г. Традиции святоотеческой духовности в повести Шмелева «Лето Господне» // Лит. в шк. – 2000. - №3. – С. 26 – 31.

18. Николина Н. А. «Лето Господне» - контаминированная структура произведения // Николина Н. А. Филологический анализ текста. – М., 2003. – С. 109 – 120.

19. Осьминина Е. А. Комментарии // Шмелев И. С. Лето Господне: автобиограф. повесть. – М., 1996. – С. 433-488.

20. Осьминина Е. А. Радости и скорби Ивана Шмелева // Шмелев И. С. Лето Господне: автобиограф. повесть. – М., 1996. – С. 5 – 12.

21. Попова Н. А. Становление русской души // Шмелев И. С. Лето Господне: автобиограф. повесть. – М., 1996. – С. 556 – 564.

22. Поэтика литературы русского Зарубежья // Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995. – С. 238 – 267.

23. Пранцова Г. В. Неповторимые мгновения: лирическая проза И. С. Шмелева и М. М. Пришвина на уроках литературы в 5 кл. // Лит. в шк. – 1995. - №4. – С. 83 – 86.

24. Примочкина Н. Н. Детство в произведениях «Лето Господне» И. С. Шмелева и «Детство» М. Горького // Лит. в шк. – 2003. - №7. – С. 2 – 4.

25. Протоирей Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. – М., 2002. – 436 с.

26. Словарь литературоведческих терминов / под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева. – М.: Просвещение, 1974-508 с.

27. Торопчина Л. «Любовь к родному пепелищу…»: в повествовании И. С. Шмелева «Лето Господне» // Литература. – 2004. - №44. – С. 2 – 5.

28. Шмелев И. С. // Русская литература ХХ века: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2-х т. /под ред. Л. П. Кременцова. – М.: Академия, 2002. – Т 1: 1920 – 1930-е годы. - С. 77 – 97.

29. Шмелев И. С. О творчестве и о себе. // Вопр. лит. – 2004. - №5. – С. 265 – 323.

Похожие работы на данную тему