Психологические особенности эмоциональных состояний детей младшего школьного возрата в зависимости от уровня адаптации

Название работы: Психологические особенности эмоциональных состояний детей младшего школьного возрата в зависимости от уровня адаптации

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

71 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………... 3-5

Глава I. Теоретические аспекты проблемы эмоциональных со-стояний и проблемы адаптации........................................... 6-39

1.1. Теоретические подходы к проблеме эмоциональных состояний ……………………………………….. 6-18

1.2. Теоретические подходы к проблеме адаптации…. 19-27

1.3. Проблема адаптации детей к школьному обуче-нию................................................................................... 28-39

Глава II. Экспериментальное исследование проблемы эмоцио-нальных состояний детей младшего школьного воз-раста в зависимости от уровня адаптации……………… 40-56

2.1. Описание методов исследования ………………….. 40-45

2.2. Анализ особенностей эмоциональных состояний младших школьников в зависимости от уровня адап-тации …………………………………………….. 46-56

Заключение……………………………………………………………….. 57-58

Библиография……………………………………………………………. 59-62

Приложения

Выдержка:

Введение

В связи с изменениями в жизни общества, порождающими неопреде-ленность, напряженность, увеличилось число детей, отличающихся повы-шенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, дезадаптацией. Перед обществом и, в частности, перед системой образования стоит серьезная задача – сохранение психологического здоровья детей. Од-ним из важных факторов сохранения психологического здоровья является эмоциональное благополучие. Негативные эмоциональные состояния в даль-нейшем могут привести к отклонению психологического здоровья детей, психо-эмоциональным расстройствам.

Проблемой эмоциональных состояний занимались: Н.Д. Левитов, Е.П.Ильин, С.Л. Рубинштейн, Ю.Е. Сосновикова, Л.С. Славина, А.М. При-хожан. В работах П.М. Якобсон, А.М. Прихожан, Л.С. Славиной, Б.И. Кочу-бей, А.Н. Лутошкина важное место отводится проблеме эмоций детей.

По мнению А.Н.Леонтьева, эмоции развиваются в деятельности и зави-сят от ее содержания и структуры. Эмоциональное состояние связано с опре-деленной социальной ситуацией развития. Переживание ситуации, ее изме-нение вызывает конкретное эмоциональное состояние.

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступ-ления ребенка в школу, изменяется социальная ситуация развития (включе-ние в новую для него деятельность, новое положение среди окружающих), ведущей деятельностью становится учебная. Именно период младшего школьного возраста (первое полугодие первого года обучения) сложный и значимый, связанный с адаптацией ребенка к школе. В период адаптации к школе происходят существенные изменения в психическом развитии ребен-ка. Поступление в школу влияет на его психо-эмоциональное состояние в связи с расширением содержания деятельности и увеличением эмоциональ-ных объектов.

Глава II. Экспериментальное исследование проблемы эмоциональных

состояний детей младшего школьного возраста в зависимости

от уровня адаптации

2.1. Описание методов исследования

Целью нашего исследования является изучение психологических осо-бенностей эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста в зависимости от уровня адаптации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие экспериментальные задачи:

1. Определить уровень школьной адаптации учащихся. Исследовать эмоциональные состояния младших школьников.

2. Выявить особенности эмоциональных состояний первоклассников с разным уровнем адаптации.

Экспериментальное исследование проводилось на базе школы-лицея №1. В исследовании принимали участие учащиеся первых классов. Общее количество испытуемых составило 47 человек.

Для решения задачи - определения уровня школьной адаптации мы ис-пользовали анкету для учащихся, разработанную Н.Г. Лускановой. Данная анкета позволяет выявить уровень школьной мотивации, дезадаптации. Ан-кета включает 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение де-тей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Работа носила индивидуальный характер с каждым ребенком.

Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной моти-вации разработана система балльных оценок:

– ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;

– нейтральный ответ (не знаю) оценивается в 1 балл;

– ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.

Оценки в 2 балла не включены, так как при оценках в 3, 1 и 0 баллов более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

Шкала оценок:

– учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уров-нем школьной адаптации, учебной активности;

– 20-24 балла – характерны для средней нормы;

– 15-19 баллов – указывают на внешнюю мотивацию;

– 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации;

– ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадап-тация.

Далее мы применяли проективную методику “Детский рисунок”, Н.Г.Лускановой, на тему “Что мне нравится в школе”.

Цель: оценка уровня школьной мотивации, выявление особенностей отношения детей к школе.

Оборудование: стандартный лист бумаги формата А4, набор цветных карандашей.

Библиография

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. /Под ред. А.Г.Хрипковой, М.В.Антроповой. - М.,1982.

2. Азарова Т.В., Битянова М.Р. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе. // Мир психологии. 1996. №1

3. Анохин П.К. Философские проблемы функциональных систем. // Фи-лософские проблемы биологии. – М., 1973.

4. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии. 1989. №1

5. Банщиков В.М., Короленко Ц.П. Эмоциональные нарушения и психо-логическая адаптация. // Эмоции и воображение. – М., 1975.

6. Бассет Л. Только без паники! / – Спб., 1997.

7. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. – М.,1998.

8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. 1972. №2.

9. Вачков И. Эмоциональная диалектика //Школьный психолог. 2000. №46.

10. Венгр А.Л. Хорошо ли вашему ребенку в школе? // Популярная психо-логия для родителей. / Под ред. А.А.Бодалева. – 1989.

11. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. / Сост. Дубро-вина И.В. – М., 1989.

12. Вопросы психологии личности школьника. / Под ред. Л.И. Божович.– М., 1961

13. Выгодский Л.С. Собрание сочинений: Т 1. – М., 1982.

14. Додонов Б.И. В мире эмоций. – М., 1987.

15. Дубровина И В. Психология. – М., 1999.

16. Дубровина И В. Школьная психологическая служба. – М., 1991.

17. Изард К.Е. Психология эмоций. – Спб.,1999.

18. Зеленова М.Е Адаптация к начальной школе: особенности психиче-ского состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их с учителем. // Вопросы психоло-гии. 2000. №1.

19. Ильин Е.П. Психология состояний человека. – Спб., 2005.

20. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов-н/Д., 2003.

21. Каган В.Е. Психология школьной дезадаптации. // Вопросы психоло-гии. 1984. №4.

22. Казначеев В.П. Биосистема и адаптация. – Новосибирск, 1973.

23. Карпова Г.А. Диагностика эмоционального самочувствия школьника. – Екатеринбург, 1997.

24. Ковалев А.Г. Психология личности. – М., 1965.

25. Ковалев А.Г., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. // Начальная школа, 1996. №7.

26. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий. / Под ред. Кузьмина Е.С., В.Е.Семенова. – Л., 1987.

27. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М., 1986.

Похожие работы на данную тему