Анализ психологической готовности женщины к материнству

Название работы: Анализ психологической готовности женщины к материнству

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

52 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической

готовности женщины к материнству 6

1.1. Понятие материнство в отечественной и зарубежной психологии 6

1.2. Закономерности формирования материнской сферы 12

1.3. Психологическая готовность к материнству как установка на

оптимальный эмоциональный контакт с ребенком 14

Глава 2. Анализ системы отношений матери в психологической литературе 21

2.1. Понятие «отношения» 21

2.2. Самоотношение матери, его структура и функции 23

2.3. Особенности межличностных взаимодействий матери 32

Глава 3. Программа экспериментального исследования

психологической подготовки беременных к родам 35

3.1. Планирование и проведение исследования 35

3.2. Количественный и качественный анализ результатов 37

3.3. Выводы 47

Заключение 49

Библиографический список используемой литературы 51

Приложение (1-6)

Выдержка:

Введение

В современном мире семья является социальной общностью, которая основана на родстве и члены которой заинтересованы в совместном проживании. Это исторически конкретная система взаимоотношений супругов, основанная на рождении и воспитании детей, общности быта, бюджета.

Семья, где осуществляются межличностные отношения, имеет свои законы и функции. Роль женщины в современной семье является многофункциональной. Репродуктивная функция определена ей самой природой. Биологическое воспроизводство в первую очередь зависит от женщины. Однако, увеличение населения зависит от многих факторов, в том числе от материального, нравственного, культурного, от характера отношений в семье и др.

Репродуктивная функция женщины – это естественный биологический процесс продолжения жизни, в котором участвуют как женщина, так и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и с обществом.

Репродуктивная функция тесно связана с воспитательной. Воспитание должно выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Е.М.Зуйкова по этому поводу пишет: «Наличие интеллекта, эмоций, вкусов, собственных взглядов, привычек и традиций родителей – залог воспитания при обязательном присутствии супружеской и родительской любви, собственно положительного примера, а также умелого словесного воздействия через непосредственное общение, трудовую деятельность, личный пример окружающих, поощрение и наказание, оценку реального поведения».

Материнская сфера является вариантом более общей родительской сферы, которая сама входит в состав репродуктивной сферы (вместе с половой).

В культурных традициях роль матери в воспитании ребенка всегда признавалась ведущей и незаменимой. И культура направляла свои усилия на то, чтобы сделать мать такой, какой она должна быть для правильного воспитания ребенка. Не все правила жизни «прописаны пером». Многие из них вплетены в сам строй жизни; особенно это касается тех норм, особенностей взаимодействия и взаимопомощи, которые передаются из поколения в поколение внутри семьи. И конечно, это касается материнства. Древние китайцы считали, что «девочка не станет хорошей матерью, если не будет с детства любить своего будущего ребенка»[по Филипповой Г.Г., 1999].

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства.

Изучение материнства как психологического феномена в отечественной психологии началось сравнительно недавно, хотя детско-родительские отношения всегда представляли собой актуальную проблему для отечественной психологии развития (Варга А.Я., Хоментаускас Г.Т., Эйдемиллер Э.Г. и др.). К проблеме материнства обращаются многие исследователи: В.И.Брутман, Г.Г.Филиппова, В.А.Рамих, Н.В.Самоукина, М.С.Радионова, С.Ю.Мещерякова, О.Р.Ворошнина и др. Появляются исследования, посвященные изучению материнства как самостоятельного феномена. Предпринимаются попытки создания фундаментальной психологической теории материнства (Г.Г.Филиппова). Повторимся, что работа отечественных психологов в этом направлении началась сравнительно недавно, поэтому наблюдается дефицит теоретических знаний в данной области.

В настоящей работе предпринимается попытка рассмотреть феномен материнства через особенности формирования психологической готовности женщины к материнству, в частности, исследовать отношение к себе и другим у женщин с разным уровнем выраженности феномена материнства.

Объект: психологическая готовность женщины к материнству.

Глава 2. Анализ системы отношений матери в психологической литературе

2.1. Понятие «отношения»

Термин «отношения» был введен еще Аристотелем для обозначения определенного способа бытия и познания. В отношении находит проявление взаимосвязь предметов, явлений.

В психологическом словаре-справочнике можно встретить такое определение: «отношение характеризует тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений человека влияет на формирование его личностного самоотношения к себе».

Считается, что практически все исследователи, занимавшиеся проблемой личности в психологии, так или иначе касались и проблемы отношений. В зарубежной психологии можно назвать таких авторов, как Г.Оллпорт, А.Адлер, Г.Салливэн и др. В отечественной психологии концепция отношений человека была выдвинута А.Ф.Лазурским и получила дальнейшее развитие в работах В.Н.Мясищева.

Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В.Н.Мясищев указывал на то, что оно (отношение) является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. В.Н.Мясищев сформулировал одно из важнейших в психологии принципиальных положений теории личности. Он подчеркивал, что «система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности».

На наш взгляд, здесь уместно было бы заметить, что психологическая готовность к материнству, как и любой другой вид отношений, формируется с самого рождения женщины. А из главы 1. следует, что такое формирование начинается еще в утробе матери.

Существуют различные виды отношений, вернее, стороны единого предметного отношения, определяемые многосторонней реакцией человека и многосторонностью объектов.

Основные стороны отношения глубоко коренятся в филогенетическом и историческом прошлом человека.

Отношения отдельного человека как его сознательные избирательные связи являются продуктом индивидуального развития. В сущности вопрос о развитии человека неразрывно связан с формированием его отношений.

Содержание личности включает и предметное содержание опыта человека, и отношение его как субъекта к предметному содержанию, и связанную с этим систему ценностей, идеалов, убеждений, представляющих не только знание, но и побуждение к определенному действию. Форму личности характеризуют особенности способа осуществления ею своего содержания, своих отношений.

Библиографический список используемой литературы

1. Бойко В.В. Если ты мать и жена. – М.: Сов. Россия, 1991. – 156 с.

2. Бойко В.В. Счастье, семья, дети. – М.: Знание, 1980. – 64 с.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь–справочник по психодиагностике. – 2-е изд., переаб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 528 с.

4. Вишнякова Н.Ф. Создание тестовой методики на определение уровня креативности взрослой личности //Психология зрелости и старения. – 1997. – Осень. – С. 43-67.

5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: словарь – справочник. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. – 576 с.

6. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Изд. третье, исправленное. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 512 с.

7. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология: Учеб. пособие /Моск. гос. социал. ун-т. – М.: Маркетинг, 2001. – 248 с.

8. Макеев Г.А. Семейная жизнь и дети. – М.: Знание, 1995. – 297 с.

9. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству //Вопросы психологии. – 2000. - №5. – С. 24-32.

10. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под ред. А.А. Бодалева /Вступительная статья А.А. Бодалева. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 356 с.

11. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. – М.: «Смысл», 1993. – 32 с.

12. Практическая психология. Под ред. – Райгородского Б.В. – Самара, БАХРАХ, 2000. – 435 с.

13. Психология Самосознания. Под ред. – Райгородского Б.В. – Самара, БАХРАХ, 2000. – 412 с.

14. Самоокуна Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком //Вопросы психологии. – 2000. - №3. – С. 12-19.

15. Собчик Л.Н. Дигностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Тимоти Лири. – Екатеринбург, 1992. – 25 с.

16. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Моск. уос. ун-та, 1983. – 284 с.

17. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психология семьи. – 1999. - №5. – С. 24-38.

18. Филиппова Г.Г. Трудная радость материнства //Семья и школа. – 2001. -№1. – С. 18-25.

19. Чибисова М.Ю. Этологические концепции материнства в зарубежной психологии. /Кандидатская диссертация аспирантки МПГУ. – 1999.

Похожие работы на данную тему